"Источник живой воды..."

Сто лет прошло со дня смерти Николая Алексеевича Фирсова, но по сей день ни один ученый, занимающийся историей народов, населяющих РТ, не может обойтись без его работ.

news_top_970_100

Сто лет прошло со дня смерти Николая Алексеевича Фирсова, но по сей день ни один ученый, занимающийся историей народов, населяющих РТ, не может обойтись без его работ.

Николай Алексеевич Фирсов родился 27 октября 1831 года в семье бедного священника Рязанской губернии. После окончания семинарии в Рязани он отказывается от духовной карьеры и каким-то образом уговаривает отца отпустить его учиться в светское учебное заведение, да не куда-нибудь, а в Санкт-Петербург. В 1851 году он по только что открывшейся железной дороге приезжает в Северную столицу и поступает в Главный педагогический институт, который в те времена являлся кузницей административных и научных кадров: министр финансов в 1888 - 1892 годах И.А.Вышнеградский, выдающийся литературный критик и публицист Н.А.Добролюбов, знаменитый химик Д.И.Менделеев и многие другие фигуры российского масштаба были питомцами педагогического института.

Николай Фирсов, конечно, хорошо понимал, что, поступая в институт, он, провинциальный и почти нищий семинарист, может рассчитывать только на себя, свои средства, свой характер и свои способности.

Учился он блестяще. На последнем курсе написал ни много ни мало научную монографию из истории Римской империи V века, которая была исполнена великолепным образным языком исключительно на источниках и не включала в себя научных трудов современных Фирсову авторов. Она была напечатана в "Журнале Министерства Народнаго Просвещения" в 1855 году и до сих пор является единственной в своем роде.

В том же 1855 году Фирсов после окончания института был направлен преподавателем истории в Пермскую гимназию, где проработал до 1859 года. По воспоминаниям современников, "у него в классе была всегда образцовая тишина и порядок, сложившаяся не под влиянием угроз и наказаний (широко практиковавшихся тогда с одобрения сурового директора гимназии Грацианского, требовавшего от всех слепого повиновения. - Л.Д.), а только в силу нравственнаго педагогическаго мастерства". В одной из своих работ, посвященных народному образованию, Николай Алексеевич писал вещи, вполне актуальные и доныне.

"Школы должны быть чужды характера полицейства; должны проникнуться одним духом; иметь в виду одно только свободное развитие питомцев... Для этого школам должны быть даны достаточныя материальныя средства и способные понимать истинное образование и в духе его действовать педагоги-учителя. Если же школа дурно управляется... если школа в своем содержании пробавляется кое-как, с грехом пополам, если учителей набирает она, не разбирая, - то не пойдет далеко школа, не принесет долго плодов истиннаго образования стране..."

1 сентября 1859 года совет Казанского университета избирает Фирсова "прикомандированным к Казанскому университету для преподавания всеобщей истории" ("Русская старина", СПб., 1899, кн. 6, стр. 139). В апреле 1870-го Николай Алексеевич был избран ординарным профессором.

Это был весьма смелый ученый: он первый стал читать в 60-е годы XIX века историю России от кончины Петра I до воцарения Екатерины II, что в те времена не приветствовалось. "Не забуду той ужасной, потрясающей душу картины, с которой обрисована была эта эпоха кровавой "бироновщины, - вспоминал бывший студент А.Овсянников. - Мы все с громадным интересом, при гробовой тишине в аудитории, жадно слушали каждое слово лектора. Каждая лекция, взятая по отдельности, была превосходно обработана: поистине это был источник живой воды..."

В 1886 году Николай Алексеевич избирается заслуженным профессором. Несмотря на полную выслугу, он продолжает так же неутомимо работать, как прежде, и служить отечественной науке. Он и умер на этой службе, как солдат на своем посту.

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100