Как известно, в советские годы большинство предметов христианской культуры из действующих храмов было перемещено в музеи. Отреставрированные иконы находились там в определенных условиях, которые позволяли им сохраниться на долгие годы. Однако, когда около 90 процентов святынь переместили в музеи, создалась пиковая ситуация. Тогда и было решено вернуть часть из них в церкви. Но встал вопрос: возможно ли при этом обеспечить необходимые условия хранения и безопасности для раритетов?
Проблемы изучения и сохранения предметов христианской культуры в музейных коллекциях подняли в ходе круглого стола в Музее истории Благовещенского собора представители музеев республики, ученые и религиозные деятели.
- Когда предметы возвращаются в храм, они лишаются контроля над их состоянием. Под влиянием чрезмерной сухости или влажности святыни могут, к примеру, потрескаться. Не исключены факты вандализма. Люди могут и поцарапать предметы или даже похитить. С другой стороны, представители православной церкви считают, что иконы необходимы верующим. Чем известнее святыня, тем больше к ней интерес среди христиан и больше желающих помолиться. Как же прийти к компромиссу? Универсального решения нет. Так, к примеру, когда решался вопрос местонахождения Евангелия XVIII века, украшенного золотом и серебром с драгоценными камнями, он был рассмотрен с разных сторон. В результате представители храма сами выразили сомнение в возможности обеспечения ими сохранности святыни. Тогда предмет христианской культуры отправили в Национальный музей РТ. Это разумный подход, - сказал профессор кафедры музеологии, искусствоведения и живописи КазГИК Константин Руденко.
Для представителей духовенства тоже важно состояние икон. Понимая серьезность вопроса, они не призывают сразу передать все святыни церкви. И когда возникает проблема сохранности исторического памятника, именно музейные работники помогают в его восстановлении. Но важно понимать, что у верующих всегда должен быть доступ к иконам для религиозного обращения к ним.
- Владимирская икона Богоматери была изъята из Успенского собора для реставрации. После передана сначала в Государственный исторический музей, а потом в Государственную Третьяковскую галерею. На данный момент икона находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Храм открыт как для богослужения, так и для посещения туристами. При этом икона находится в определенных условиях хранения, а также под охраной. Икона постоянно осматривается специалистами. В данном случае вопрос решен в пользу обеих сторон: для православного икона - важнейшая святыня, перед которой он может помолиться, а для представителя другой веры икона - часть истории. Это хороший пример. Предметы христианской культуры не могут быть просто экспонатами в музеях. Но и церковь не может брать на себя ответственность за икону, не обеспечивая ей необходимые условия, - пояснил секретарь ученого совета Казанской духовной семинарии отец Алексий Колчерин.
В ходе круглого стола обсудили вопрос допуска учеников духовной семинарии к святыням, которые хранятся в казанских музеях. Они могут пройти как обычные посетители за определенную плату или после письменного обращения.
- Не всегда сотрудники музеев компетентны в вопросах, касающихся духовно-нравственной культуры. Нам нужно собираться, чтобы обсудить наиболее актуальные темы. Важен вопрос систематизации - что можно считать предметом христианской культуры, а что нет, - сказала руководитель Музея истории Благовещенского собора Музея-заповедника «Казанский Кремль» Ольга Пехтелева.