Как технарям в Татарстане решили дать место под солнцем
news_header_top_970_100

Как технарям в Татарстане решили дать место под солнцем

За поддержку специалистов инженерных специальностей готово наконец взяться государство. И Татарстан вновь выбран и здесь для обкатки пилотного проекта в этой нелегкой задаче. О том, какой реальный опыт республики заинтересовал федеральные власти, наш рассказ.

Что из новенького - хорошо забытое старое?...Перед началом войны с Советским Союзом Гитлер дал особое задание своим спецслужбам. В ходе подготовки нападения на нашу страну внимание главы рейха привлекла организация, созданная в СССР 2 октября 1940 года. Он поручил выяснить: что это за организация, какие у нее цели и задачи? В будущем противостоянии руководитель Германии хотел знать все о новом масштабном проекте Страны Советов.Речь шла о программе «Государственные трудовые резервы СССР». С помощью этой госпрограммы страна создала стройную систему подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства СССР. Городская и сельская молодежь получила возможность бесплатного образования и последующего повышения квалификации по выбранным профессиям. По ступенькам профессионального роста можно было дойти до поста директора ведущих предприятий страны. Время изменило требования к качеству жизни. Сейчас молодого человека, окинувшего взором свое предполагаемое будущее, в первую очередь волнуют три позиции своего стартапа: сколько можно заработать денег и где, скорейший въезд в собственную квартиру, комфортные условия труда на выбранном рабочем месте. Какой же вектор приложения сил наиболее притягателен нынче для молодого человека, обдумывающего житье? «Юрист и экономист», - сказали бы еще совсем недавно. Сейчас спрос на такие профессии хоть и медленно, но пошел на спад. На рынке труда зафиксирован переизбыток подобных малоквалифицированных специалистов без опыта. Выпускники вузов по этим специальностям начали пополнять ряды безработных. Инженеры по нефтегазопроводам больше не требуютсяКак изменились предпочтения молодежи при выборе профессии? На этот вопрос ответила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Клара Тазетдинова: - Да, выбор профессионального пути у молодежи стал меняться. Молодые люди все больше и больше выбирают технические специальности. О приоритетах в этом направлении можно судить даже по конкурсам при поступлении в высшие образовательные учреждения. Если пять-шесть лет назад средний конкурс в вузы на технические специальности составлял два человека на место, то сегодня - пять-шесть. В среде молодых заметно выросло желание поступить учиться по таким направлениям, как металлургия, машиностроение, IT-технологии. Отмечено увеличение количества выпускников школ, поступающих на обучение точным наукам, а также ребят, стремящихся получить хорошее инженерное образование. Вместе с тем выпускникам стоит учесть, например, и такие факторы. Проблемы с трудоустройством возникли у выпускников вузов со специальностью «инженер по эксплуатации газонефтепроводов». Казалось бы, нефть-газ, ура, идем туда! Однако емкость в кадрах нефтяной отрасли не столь высока, поэтому параллельно следует рассматривать варианты трудоустройства и на других предприятиях. В целом складывающаяся ситуация радует тем, что инженерное образование вновь востребовано. Ведь, как известно, технаря можно сделать гуманитарием, а вот из гуманитария технаря - никогда. Технический склад ума - это другая логика мышления. - Клара Алексеевна, в октябре в Казани на встрече с руководителями предприятий оборонного комплекса и профильных вузов председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что Татарстан выбран для реализации пилотного проекта по подготовке рабочих и инженерных кадров страны. Как это будет происходить на практике, на ваш взгляд?- В Татарстане целевая программа по популяризации инженерных и рабочих профессий действует уже шесть лет, причем ключевое слово здесь «инженерных». Сейчас в республике сформировалось три главных центра по реализации задуманного: Казань, Елабуга и Нижнекамск. Причем у каждого из этих муниципальных образований свой план решения кадровой проблемы.Три города - три моделиЕлабуга. Здесь считают, что наиболее эффективным является развитие технических кружков в школах. С этого и начали возрождение былой популярности кружков, объединяющих любознательных и рукастых мальчишек.Нижнекамск использует другую модель - там сделали упор на среднее профессиональное образование, а не на школу. Азам профессии и познанию технологических процессов здесь учат в лабораториях.Казань также пошла своим путем. Например, в КМПО кружки детского технического творчества создали прямо на предприятии, с ребятами занимаются специалисты завода. К словам Клары Тазетдиновой добавим, что вице-премьер России Дмитрий Рогозин назвал одним из примеров успешного решения программу подготовки кадров на Казанском вертолетном заводе. Здесь удалось создать реально действующий образовательный кластер - цепочку непрерывного образования от школы до производства.Все началось с того, что в августе 2009 года по инициативе генерального директора КВЗ Вадима Лигая на базе 9-го класса обычной казанской школы №8 сформировали класс с физико-математическим уклоном. Нужно было подтянуть по этим предметам ребят, решивших поступить в КНИТУ-КАИ и выразивших желание в дальнейшем работать на КВЗ. Сказано - сделано. Между гимназией, КВЗ и вузом заключили трехсторонний договор. Сейчас в гимназии сформированы три специализированных класса с профессиональным обучением по «вертолетной» тематике с общим количеством учащихся 85 человек.- Когда мы сопоставили программы обучения в вузе и в гимназии, то обратили внимание на то, что в перечне школьных предметов нашего технического класса явно недостает черчения, которое в свое время незаметно исчезло из школьной программы, - рассказал на встрече с журналистами Вадим Лигай. - И по просьбе учеников и их родителей ввели его преподавание. Кстати, как пояснил гендиректор КВЗ, занятия по профильным предметам сверх школьной программы проводятся за счет предприятия. Примечательно, что уроки по соответствующим дисциплинам ведут доценты и преподаватели авиационного вуза. Результат такого образовательного кластера налицо - 80 процентов молодых специалистов, приходящих потом работать на предприятие, закрепляются в трудовом коллективе.Опыт показывает, что старшеклассники в основном определяют свою будущую профессию при помощи СМИ, родителей и знакомых. Они пока не могут оценить, какие специалисты требуются на рынке труда в реальности. Но дети с творческим, техническим складом ума были, есть и будут всегда. У Татарстана благодаря госпрограмме по поддержке технических специальностей появилась возможность первым в России дать молодым технарям свое место в ряду профессий, обеспечивающих достойную зарплату и высокий уровень жизни.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100