Говорящие цифры
Например, я легко нашла на сайте КФУ «Информацию о результатах перевода, восстановления и отчисления студентов всех курсов обучения КФУ за 2019/20 учебный год». В абсолютно понятной таблице начала изучать цифры, говорящие сами за себя, и сразу задалась вопросом: как же сейчас молодежь выбирает вуз, а значит, свою будущую профессию? Если, например, только в главном вузе республики со всех факультетов за прошлый учебный год было отчислено 953 (!) студента, а 254 перешли в другие учебные заведения. Выходит, около 1200 юношей и девушек ошиблись вузом?
Судя по документу, больше всего отчисленных в прошлом году на специалитете факультета «Лечебное дело» института фундаментальной медицины - 68 человек! Переведены в другие вузы 10 и восстановлены 8. На втором месте бакалавриат факультета «Педагогическое образование с двумя профильными специальностями» - 44 отчислены, 6 ушли в другие вузы, 13 пришли из других, 6 восстановлены. Дальше идет факультет «Стоматология», цифры соответственно 39, 5, 6 и 2. С престижного факультета «Востоковедение и африканистика» отчислены 30 студентов. По 29 человек - с факультета «Биология» и «Программная инженерия», 28 - с «Экономики». И даже с «Юриспруденции» ушли 20 несостоявшихся правоведов.
Есть ли факультеты КФУ, где подобная статистика по нулям? Есть! Заочное отделение бакалавриата «Управление персоналом», например. По одному отчисленному за год на «Финансах и кредите», «Международных отношениях», «Рекламе и связи с общественностью».
Устами выпускника
Одиннадцатиклассницу одной из казанских престижных школ, слушателя нашей школы стажера Ксению Гаврилову «КВ» попросили ответить на вопрос: как ее ровесники выбирают будущую профессию? Вот ее рассказ:
- Многие советуют старшеклассникам выбирать профессию заранее, чтобы они могли хорошо подготовиться к экзамену - ЕГЭ. Ключевое слово тут «экзамен», и все замыкается именно на нем. Но ведь выбор профессии - нечто большее, к этому надо подходить осознанно и ответственно...
Я учусь в филологическом классе, но это совсем не значит, что мои одноклассники сделали выбор в пользу изучения языков. Немалая часть класса решила поступать на социально-экономические факультеты. Есть и те, кто в последний момент кардинально поменял свое решение и стал готовиться и в технические университеты.
Что повлияло на выбор и как ребята его приняли? На большее количество детей влияет мнение родителей. Абитуриенты поступают туда, куда им скажут старшие. Не всех это радует, есть риск, что на тебя взваливают невероятный груз. И возможно, обрекают на несчастную жизнь с нелюбимой профессией. Но...
Другая часть будущих студентов делает выбор, исходя из собственных предпочтений. На это влияют увлечения детства, предрасположенность к определенному делу. Я, например, еще ребенком много общалась с людьми. Всегда шла с ними на контакт. А самое главное, хотелось доносить до людей информацию и делиться полученными эмоциями. Поэтому мой выбор пал на журналистику. Но бывают такие дети, которым либо не интересно ничего, либо сложно сделать выбор в пользу какой-то профессии. Они прибегают к советам недавно поступивших друзей, рассказам людей из интернета, просмотру статистики в духе «Куда легче поступить» или «Самые высокооплачиваемые профессии».
Что касается выбора факультета и вуза, то здесь ситуация усложняется. Достойных заведений много, но тех, что подходят под критерии выбора, в разы меньше! Вот тут-то все и зависит от результатов ЕГЭ и возможностей родителей. В нашем классе почти все хотят учиться в Москве или Питере. Они однозначно собираются попробовать испытать судьбу. Несмотря на это, никто не исключает поступления в Казани и учебу в родном городе.
Если же говорить о профессиях, на которые обратили внимание мои сверстники, то они очень сильно различаются. Начиная от переводчиков, актеров, филологов и заканчивая инженерами, экологами и бизнесменами...
Мнение профессоров-преподавателей: физика и лирика
Доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей физики института физики КФУ Александр Фишман:
- Ксения показала, что молодежь дезориентирована. Она не видит ценности в получении образования, раз ребята опираются на рассказы людей из интернета и просмотры статистики «Куда легче поступить» или «Самые высокооплачиваемые профессии». Советы же родителей, к сожалению, часто опираются на уверенность, что ребенку нужна профессия. Нас часто спрашивают: «А что сын будет уметь после окончания вашего факультета?» В наш век получать профессию опасно: они быстро исчезают или кардинально меняются.
Выпускница упомянула о тех, кто в последний момент кардинально поменял свое решение. Это говорит о том, что в школе не следует вводить деление на гуманитариев и технарей. В области гуманитарных и естественных наук образование должны получить все практически на одном уровне.
Кстати, мне очень жаль, что Ксения выбрала филологическое направление. Тем самым она обрубила многие ветви своей будущей профессии. Опять же интересно, какие книги они в этом классе читали и разбирали сверх обычной программы, какие дополнительные знания по филологии получили.
Мне кажется, дополнительное филологическое образование ограничилось там усиленной подготовкой к ЕГЭ. Это следствие сбоя экономической стратегии России: преимущественно развиваются два города, в которых есть возможность найти достойную работу. Поэтому они и привлекательны для молодежи. На что, увы, и направлена система ЕГЭ. Она облегчила выпускникам поступление в вузы Москвы и Питера. На Западе много высококлассных университетов в каждом крупном городе. Трудно представить, что в США, например, большая часть молодежи стремилась бы поехать учиться в Вашингтон или Нью-Йорк.
В итоге картина получается грустная. Даже молодежь из престижных школ не знает, куда податься. Все равно, лишь бы куда-нибудь... Таких студентов у нас 30 процентов, поэтому в течение одного-двух лет они либо уходят сами, либо их отчисляют.
Доктор философских наук, профессор Высшей школы журналистики КФУ Светлана Шайхитдинова:
- Выбор профессии был проблемой во все времена. Все, о чем пишет Ксения, справедливо было и для моего поколения. Редко кто в 16 - 17 лет уверен в том, что делает правильный выбор. Я сама, к примеру, выбрала журналистику методом исключения. Знала, что гуманитарий и что не хочу быть учительницей (насмотрелась, как мама по вечерам проверяет школьные тетрадки!). И вот итог: я преподаватель журналистики. Выходит, Ксения права в том, что на нашу профессию влияют и впечатления детства? И это влияние мы подчас даже не можем до конца додумать.
Единственное, в чем вижу существенное различие между прежними и сегодняшними школьниками, стоящими перед выбором дела жизни, - это очень различающиеся рынки труда. То, что было актуально вчера, сегодня потеряло всякое значение. К примеру, та же журналистика, к которой в наше время относились как к миссии, сделалась ремеслом. А сфера услуг вышла на передний план. Популярные сегодня занятия привлекательны не романтикой, как в наше время, а тем, что удобны. Дают возможность работать дома, имеют нестрогий режим труда, интересные поездки... Больше, чем прежде, сейчас играет роль размер зарплаты. Ведь прежде не было такого диапазона.
Рынок труда, в особенности в сфере информации, стал очень динамичным. И есть подозрение, что тот, кто выбрал сегодня журналистику, к примеру, завтра столкнется с необходимостью переквалификации.
Двигайтесь в своем темпе!
Московская первокурсница, жительница Казани Камилла Аюпова из числа тех, кто кардинально пересмотрел свой выбор профессии. На втором курсе она поняла, что по совету родителей попала не туда, оставила престижный технический вуз, с успехом досдала экзамены, нужные для поступления на факультет журналистики МГУ, и без труда поступила на бюджетное отделение. Ее мнение:
- Главный враг любого абитуриента - давление. Старшеклассники подвергаются давлению со стороны родителей, школы и общества, но самое большое давление оказывает осознание важности своего выбора.
Для школьника выбор университета - первое серьезное решение в его жизни. Ему кажется, что он определяет не только профессию, но и всю свою дальнейшую судьбу. Мир сужается до одной точки - поступления в вуз. И задача близких людей состоит в том, чтобы вывести его из этого состояния, снизить градус напряжения, объяснить, да, это важный момент, но не решающий. Что ошибиться не страшно и все поправимо. Дать возможность перестать думать о том, что от него хотят окружающие, и понять, чего хочет он сам.
Я не верю, что есть те, кому совсем ничего не интересно! Есть те, кто еще не нашел свою сферу, этим ребятам нужно дать время. Чтобы они не метались и не искали вуз по принципу «куда возьмут», а двигались в своем темпе. Люди забывают, что в реальной жизни профессий больше, чем факультетов в университетах.
Кстати
В этом году ЕГЭ будет проводиться по 15 предметам. До 1 февраля одиннадцатиклассникам необходимо определиться с выбором дополнительных дисциплин. А значит - с будущей профессией.