В декабре прошлого года в Набережных Челнах пациент выстрелил в травматолога, а в Белгороде в первых числах января хирург убил пациента. В чем причина трагедий? Почему отношения врачей и их пациентов опустились до рукоприкладства и даже убийства? Какие нужны изменения, чтобы подобных трагедий в будущем не было? Об этом «КВ» беседуют с доцентом кафедры психиатрии КГМУ, заведующим суицидологической службой РКПБ им. Бехтерева Юрием Калмыковым:
- Подобные вопиющие поступки врачей и пациентов - скорее исключение, чем правило. Конечно, это случается и в других странах. Однако в нашей медицине серьезные проблемы все-таки существуют. Неслучайно последние события вызвали такой общественный резонанс. У пациентов и медиков накопилось много обид, отсюда и накал дискуссий.
- Но почему такая агрессия стала проявляться в последние годы?
- Негативные тенденции во взаимоотношениях медицинского персонала и пациентов у нас возникли не в последние годы, а значительно раньше. Они связаны с изменениями жизненных и духовных ценностей россиян, коммерциализацией, снижением авторитета не только врача, но и других специалистов. В последние годы, кстати, ситуация меняется в лучшую сторону - сейчас меньше молодых специалистов уходит из медицины. Так что все не так плохо.
- Кто виноват в возникновении подобных ситуаций - врачи или пациенты? Приводят ли социальные проблемы к подобным случаям?
- Я думаю, что главными причинами проблем во взаимоотношениях врачей и пациентов являются все-таки социальные факторы. Поведение человека существенно зависит от условий, в которых он живет и работает. Например, отношение к пациентам в платных и бюджетных медицинских учреждениях заметно отличается.
- Становление доктора начинается с университета. Что, по-вашему, нужно изменить в системе образования медиков, чтобы подобных трагедий в будущем не было?
- Нужно уделять большое внимание не только освоению студентами медицинских технологий, но и их личностному развитию. У преподавателей много времени отнимает бумажная работа, меньше сил остается на общение со студентами. Важно еще со студенческой скамьи объяснить будущему медику, что общение с пациентом должно быть вежливым. Он должен научиться сопереживать больному, правильно с ним разговаривать, доступно все объяснять. Для пациента это имеет большое значение. Хороший врач - не только профессионал, обладающий необходимыми знаниями и навыками, но и человек, умеющий вести с пациентом диалог. Больной должен ощущать готовность врача помочь ему, быть рядом, поддержать. Когда доктор оказывает внимание и понимает, пациент убеждается, что его жалобы услышаны и будут обдуманы.
- Какая модель взаимоотношений между врачами и пациентами должна быть в идеале?
- Прежде всего - модель взаимного уважения. Именно отсутствие уважения приводит к тем трагическим случаям, которые мы порой наблюдаем.
- А какая модель взаимоотношений доктора и пациента была в советские времена?
- Для докторов советских времен моральное удовлетворение от своей деятельности, служение пациентам значили не меньше, чем удовлетворение материальное. Может быть, поэтому пациенты испытывали тогда больше уважения, чем к современным врачам. С другой стороны, сказывалось влияние тоталитарного режима - у пациентов было более подчиненное, зависимое положение, они меньше могли влиять на ход лечения.
- Каким врач хочет видеть пациента, а пациент - врача?
- Для врача важно, чтобы пациент внимательно относился к его рекомендациям, соблюдал дисциплину лечения, вел здоровый образ жизни, имел позитивный настрой на лечение. Больной же представляет врача знающим профессионалом, который сопереживает и видит в нем не только набор симптомов, но и личность с уникальной жизненной историей. Идеальный врач в доступной для пациента форме объясняет особенности его болезни, значение проводимых диагностических и лечебных процедур, осторожно высказываясь по поводу прогноза заболевания. Причем большинство пациентов предпочитают лечиться у врача одного с ними пола, но более старшего по возрасту.