Казанская дорога в космос: как это было

Сегодня - День космонавтики. Пятьдесят один год назад мир взорвала новость: в космосе человек - гражданин СССР Юрий Гагарин!

news_top_970_100
Автор фото: http://pryf.livejournal.com

ЗАПУСК. Сегодня в честь этого легендарного события ровно в 12 часов - время, когда первый в мире космический корабль, пилотируемый человеком, спустился на Землю, сотрудники КГТУ им. Туполева (КАИ),  занимающиеся разработкой ракетного топлива, по давней традиции запустят ракету. Точнее, ее маленький макет - серебристый, устремленный пикой ввысь... Уже более тридцати лет ежегодно в День космонавтики здесь взмывают в небо макеты ракет, изготовленные руками взрослых и детей ученых. 
- Отмечать так легендарное событие стало у нас уже традицией, - говорит сотрудник КАИ Владимир Шулаков. - В прошлом, юбилейном году, когда исполнилось полвека со дня первого полета человека в космос, в момент запуска ракеты во дворе собралось свыше ста человек. Больше всех волновались и радовались конечно же дети. Они постоянно участвуют в разработке и подготовке макетов ракет. Приходят к нам и часами мастерят, клеят, красят... 
ПРОРЫВ. О казанской дороге в космос и о том, почему одну из кафедр технического университета в народе до сих пор называют космической, «КВ» беседуют с ветераном КАИ, доктором технических наук Талгатом МАГСУМОВЫМ.
По словам Талгата Магсумовича, всемирно известный казанский ученый Вячеслав Евгеньевич Алемасов - академик Академии наук СССР, дважды лауреат Госпремии, заинтересовался тематикой ракетных двигателей и начал собирать о них всю открытую информацию. В 1958 году он привлек талантливых студентов, среди которых были известные ныне ученые Анатолий Петрович Тишин и Анатолий Федорович Дрегалин. Академик озадачил их проблемой расчета свойств продуктов сгорания ракетных топлив - важнейшей составляющей для проектирования собственно ракетного двигателя. Совместно разработали универсальную программу расчета свойств продуктов сгорания ракетных топлив для ЭВМ типа «Урал». В то время все двигательные формы были снабжены таблицами КАИ. Как утверждают расчетчики-проектировщики, они были затерты до дыр.
- Это был прорыв в расчете свойств продуктов сгорания, без которых невозможно проектировать ракетный двигатель, - подчеркивает Магсумов. - В итоге в 1962 году «провинциал» Алемасов - так его называли маститые москвичи, в издательстве «Оборонгиз» издает свою первую книгу «Теория ракетных двигателей».
- Значит, Казань в этом деле оказалась первой? - В то время рассматривались различные варианты ракетных топлив. Первая ракета А-4 работала на спирте и кислороде (это был аналог немецких Фау-1, Фау-2). Как известно, всех специалистов из Германии, работавших в этой области, завербовали американцы. Однако группу немецких инженеров перевезли и на территорию СССР. Их разместили в Абхазии и поставили задачу повторить немецкую Фау, но уже под названием А-4. К сожалению, получилась малоэффективная ракета с дальностью полета всего 300 км, тактическая ракета с массой тротилового заряда 1080 кг. Тем не менее для Советского Союза это был прорыв в ракетной технике.
- А когда появилась ваша кафедра? - В исторический день, 9 мая 1945 года, был издан указ о создании кафедры реактивных двигателей в Казанском авиационном институте. Первым ее заведующим стал талантливый ученый Валентин Петрович Глушко - основатель ракетного двигателестроения в СССР. (Его именем названа одна из улиц Казани.) Преподавателями - легендарный Сергей Павлович Королев (его привезли с Колымы), Доминик Доминикович Севрук, Давид Яковлевич Брагин. Подобная кафедра была образована впервые в мире. Позднее Глушко и Королева срочно направили в Москву. Глушко в подмосковных Химках образовал свою фирму по созданию ракетных двигателей. Королев стал главным конструктором ракет в целом. 
- Это был наш первый шаг в освоении космоса? - Да, конечно. Четвертого октября 1957 года ракетой Р-1 запустили первый искусственный спутник Земли массой 81 кг. Советский Союз ликовал! Мы опередили США на несколько месяцев. Это был действительно прорыв. Согласитесь, СССР смог запустить первый искусственный спутник Земли спустя всего двенадцать лет после разрушительной Второй мировой войны, опередив все остальные индустриально развитые державы. Это означало, что наша страна лидирует в ракетостроении и может создавать межконтинентальные баллистические ракеты. Второй прорыв: в 1961 году, спустя шестнадцать лет после войны, полетел в космос первый советский космонавт Юрий Гагарин.
В 1963 году при КАИ была образована специальная отраслевая лаборатория минавиапрома. Ее точное название - лаборатория термодинамических и теплофизических исследований (ТТИ). Основная функция: обеспечение расчетными данными, необходимыми для создания любого ракетного двигателя. Вариантов ракетного топлива рассматривалось множество. В 1964 году меня, тогда еще студента-дипломника, направили в Москву в суперсекретный НИИ-1, создавший ракетную систему залпового огня «Катюша», ныне НИИ тепловых процессов. Направили для подготовки и написания дипломной работы. В московском НИИ я пользовался секретными данными об испытании ракетных двигателей. Вообще 50 - 60-е годы ХХ века - это расцвет отечественного ракетостроения. К тому времени уже были испытаны двигатели на топливо водород-кислород, водород-фтор. В 1964 году я защитил свою дипломную работу по применению сплава ниобия ВН-2 для формирования сопел ракетных двигателей. 
ДЕТАЛЬ. Красноречивая деталь - у Талгата Магсумовича в трудовой книжке всего одна запись: «Принят на работу в КАИ». Его научным руководителем был академик Вячеслав Алемасов. Всю жизнь мой собеседник отдал работе на кафедре ракетных двигателей. В 1974 году Магсумов защитил кандидатскую диссертацию по исследованию динамических характеристик процесса испарения ракетных топлив. В те годы на кафедре вместе с преподавателями работали 125 человек, обучались сотни студентов. Какие это были специалисты! 
- Все рухнуло в годы перестройки, - вздыхает Талгат Магсумович. - Теперь от нашего былого величия остался только скелет. Даже главный конструктор МБР «Булава» сетует, что сейчас работать практически не с кем, около сотни передовых технологий утрачено. 
ЗАЧЕМ НАМ КОСМОС. - Простите за дилетантский вопрос: но зачем нам космос, если все поняли, что его освоение очень дорогостоящее? - Космос - это погода, связь, оборона, наш ракетный щит. Полет человека на Луну - это да, очень дорогое мероприятие. Поэтому СССР и не осуществил его. Но советский луноход был на Луне. Мы достали-таки лунный камень. 
КстатиВ России редко разрабатывают ракеты на жидком топливе для военного применения. В основном делают по американскому образцу - твердотопливному. Они более экономичные, состоят из малого количества компонентов и всегда готовы к запуску. 

news_right_column_240_400