Казанские зрители спешили в кинозал как на работу

На минувшем мусульманском кинофестивале я впервые оказалась не в роли журналиста, освещающего это резонансное событие, а рядового зрителя, сделавшего для себя несколько приятных открытий.

news_top_970_100
Автор фото: http://kazan-mfmk.com

ОТКРЫТИЕ 1

Ушли в прошлое те времена, когда во время показов конкурсных лент в казанских кинотеатрах залы были полупустыми. В залах №1 и 3 кинотеатра «Родина», например, которые я выбрала для просмотра, а также в «Киномаксе», где на экране шли ретроспективные фильмы кинорежиссеров Андрея Кончаловского и Николая Досталя, свободные места можно было найти редко.
Зрители быстро приспособили лестницу, но и на ней тоже порой с большим трудом находился свободный уголок. Особенно на кинопоказах фильмов на татарском языке, например ленты Рустама Рашитова «Неотосланные письма». Вот уж где невозможно было притулиться даже на лестнице! Народ гроздьями висел где только можно было. Но киноманов это не смущало. Несмотря на неудобства, исключительно вся зрительская аудитория живо и искренне реагировала на происходившее на экране и щедро аплодировала по окончании создателям фильма.

ОТКРЫТИЕ 2

Неверно, что зрителями кинофестиваля были в основном пенсионеры. Да, на утренних показах, с 10 утра в будние дни, они составляли большинство, приходя с термосами и контейнерами с домашней едой. Комфортно устраивались на последнем ряду и попивали чай или кофе. Этот зрительский контингент приходил на кинофорум как на работу. Пожилые люди (причем некоторые бабушки и дедушки умудрялись являться в кинозал с малолетними внуками) занимали места в 10 утра и уходили ближе к 7 вечера, просматривая порой до восьми фильмов в день.

- Пятый год хожу на этот фестиваль, - поделилась со мной соседка в мусульманской одежде. - Живу в Дербышках, чтобы успеть, приходится вставать рано. Но фильмы, которые здесь показывают, и встречи с известными актерами того стоят.
Ближе к обеду, а особенно к вечеру, контингент киноманов менялся. В зале появлялись старшеклассники, шумная студенческая молодежь и люди среднего возраста. А представители театрального училища и института культуры приводили будущих сеятелей прекрасного целыми группами. Естественно, в выходные дни залы заполнялись разновозрастной публикой.

Большинство зрителей держали в руках компактные программки ХIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино и постоянно листали их, выбирая те фильмы и встречи с представителями отечественной и зарубежной кинематографии, которые их заинтересовали. Сидевшие в зале активно общались друг с другом, спрашивая, на какой показ и встречу лучше сходить. Обсуждали планы на завтрашний день и просили занять местечко, если кто-то придет раньше.

ОТКРЫТИЕ 3

Несмотря на то что фильмы, которые мне удалось посмотреть, не вошли в число призеров фестиваля, кроме разве что ленты «Неотосланные письма» - ее режиссер удостоился спецприза мэра Казани, буквально все оставили яркое впечатление и встретили очень теплый прием зрителей. Казанцы видели действительно качественное, авторское, высокого уровня кино, которое в советские времена в Казани любителям демонстрировали на встречах Клуба друзей кино, а сейчас на телевидении в программе Александра Гордона «Закрытый показ». Такие ленты мало кого оставляют равнодушными и надолго остаются в памяти. Причем одинаково глубокими, живыми, а главное, нефальшивыми были не только полнометражные, но и короткометражные фильмы.

Среди них - работа кинорежиссера из Кыргызстана Ибадыллы Аджибаева «Фельдшер». Автор показывает в ней нелегкие трудовые будни сельских медиков, которым приходится добираться в высокогорные аулы к больным на всех видах транспорта, включая конный, по опасному серпантину горных дорог. Главная героиня - пожилая женщина-фельдшер, кажется, владеет всеми медицинскими специальностями: она и терапевт, и невролог, и педиатр, и гинеколог, и инфекционист.

Понятия рабочего времени для нее не существует - рядовая поездка к больным занимает у медика несколько дней. Зритель с удивлением узнает, что она принимает больных в больших юртах с утра до вечера, где и остается на ночлег, чтобы рано утром отправиться на лошадях еще выше в горы, или же в местной школе.

- А наши врачи в поликлиниках жалуются, что у них плохие условия, - прокомментировал фильм мой сосед справа. - Вон как работают настоящие медики!
Большой зрительский интерес вызвала и 85-минутная семейная психологическая драма иранского кинорежиссера Амира Пуркиана «Фальшивка», которую казанцам представил ее создатель, бывший школьный учитель, одетый явно не по нашей погоде. Его работа позволила ближе познакомиться с менталитетом этой закрытой страны и сделать открытие, что женщины-иранки, оказывается, обладают редкой восточной красотой, а их быт и поведение мало чем отличаются от нашего. Они тоже любят ходить в кафе, красиво одеваться, поболтать с подругами и, увы, покурить.

ОТКРЫТИЕ 4

Бесплатные встречи, как и демонстрация фильмов на фестивале, с известными актерами и режиссерами, на которых мне довелось побывать, лишний раз доказывают: они очень востребованы доброжелательной казанской публикой. К примеру, актеры Марат Башаров, Ольга Остроумова, Светлана Светличная и другие просто купались в море искренней зрительской любви! Зал, кажется, готов был слушать своих кумиров часами. Марата Башарова поклонники окружили после выступления таким плотным кольцом, что он выбрался из него с большим трудом. А Светлану Светличную наоборот - так долго не пускали в зал собиратели автографов и любители селфи, что организаторам пришлось извиниться за вынужденную задержку.

ВЫВОД

Международный мусульманский фестиваль, уверена, покорил не только меня своей высокой планкой и качеством представленных на конкурс лент. С нетерпением буду ждать его в будущем году. И, если позволит время, тоже во все дни работы фестиваля постараюсь ходить на многие кинопоказы как на работу.

news_right_column_240_400