Анри Луаретт - специалист по искусству XIX века, автор книг и громких выставок. В 20 лет его приняли хранителем на виллу Медичи. 23 года проработал в музее современного искусства Орсэ - сначала хранителем, потом руководителем музея. С 2001 года - директор Лувра.
Недавно Лувр добился того, что ему вернули территорию сада Тюильри, которая всегда принадлежала королевскому дворцу. Анри Луаретт шутит, что теперь ему приходится осваивать новую для себя профессию - садовника.
Бюджет Лувра примерно 200 миллионов евро. Государство дает 57% от этой суммы. Остальное - средства меценатов и то, что Лувр зарабатывает сам. За последние годы объемы спонсорской помощи значительно возросли, потому что государство предоставило меценатам налоговые льготы.
- Интерес Лувра к исламскому искусству - это не дань конъюнктуре. Восток оказал огромное влияние на культуру и искусство Запада. К тому же Лувру есть чем гордиться: наша коллекция исламского искусства - одна из самых богатых и уникальных в мире, - говорит Анри Луаретт. - До недавнего времени отдел искусства ислама находился в маленьких помещениях. Сейчас он переезжает в новое здание и откроется для посетителей после реконструкции в 2010 году. Этот проект находится под покровительством президента Франции. Казанская выставка станет отличным генератором идей для новых форм работы и новых выставок отдела.
- Значит, Лувр продолжает расширяться?
- Да, это веление времени. У нас очень вырос поток посетителей. Если в 2001 году мы принимали чуть более 5 миллионов человек в год, то сейчас 8,3 миллиона. И это не только туристы из разных стран, но и сами французы. Что особенно приятно и важно, 40% наших посетителей - люди младше 26 лет. Такого результата мы достигли благодаря своим интересным и современным социальным и образовательным программам.
- У Эрмитажа есть несколько филиалов в России и за рубежом, а у Лувра?
- Мы тоже начали эту практику. С самого основания нашего музея задачей и священным долгом Лувра было подпитывать музеи страны. Скоро откроется наш филиал в городе Ленс. Это промышленный регион, шахтерский город. Мы рады, что жители Ленса относятся к этому проекту с необычайным энтузиазмом.
Еще один наш проект - «Лувр в Абу-Даби». Его открытие планируется в 2013 году. Но это не филиал музея, а скорее дипломатическое представительство французского искусства в Эмиратах.
- Планируются ли еще совместные проекты Лувра с российскими и татарстанскими музеями?
- Конечно! 2010 год объявлен Годом Франции в России и России во Франции. В этот год мы проведем в Лувре выставку «Святая Русь» - от Киевской Руси до Петра I. Но будут и другие проекты. В Казани я побывал в музее изобразительных искусств и был просто поражен полотнами Николая Фешина. Для меня остается странным и непонятным, почему в Европе не знают этого великого художника? Очень хотелось бы представить его творчество в Париже.
- Правда, что ваша жена имеет русские корни?
- Если честно, я не очень люблю отвечать на такие личные вопросы, но если вы спрашиваете, то могу сказать, да, моя жена - праправнучка графини Софии Ростопчиной. Той самой, которая вышла замуж за графа де Сегюра. Она была дочерью московского губернатора, который поджег Москву, когда в нее вступил Наполеон. Во Франции мадам де Сегюр-Ростопчина стала знаменитой писательницей. Ее сын Луи-Гастон в 1841 году совершил путешествие в Россию. Мой сын Поль недавно повторил поездку своего предка и опубликовал книгу «Путешествие в Россию Луи-Гастона де Сегюра» с его рисунками и акварелями. Так что с Россией у нашей семьи связано очень многое.