Не успели россияне привыкнуть к первым супермаркетам, как по всей стране началось победное шествие всевозможных торговых сетей и торгово-развлекательных центров. Стартовав в столице (которая, как говорят в провинции, еще не есть вся Россия), сети двинулись в регионы. Активное развитие так называемого ритейла дало толчок не только буму производства и потребления, но также кредитования, активизировало рынок коммерческой недвижимости. Кто-то строил новые объекты, кто-то активно скупал имеющиеся в глубинке площади - по смешным для столичных игроков ценам.
Казалось, жить всем да радоваться. Граждане покупатели позабыли про дефицит и узнали про скидки. Риелторы перестали наконец мучиться с прижимистым местным бизнесом, вырос платежеспособный спрос, поползли вверх цены на коммерческую недвижимость. Местная администрация пристроила городские пустыри и одновременно создала торговую инфраструктуру в спальных районах. Стала активно развиваться дистрибуция (официальное представление определенного производителя либо товара на рынке).
Последствия «глобализации реализации» не заставили себя долго ждать. Стоило в каком-либо районе появиться очередному неместному сетевому объекту (например, в сфере продуктов), как через пару месяцев в округе умирал весь местный розничный бизнес. Особенно если новый магазин начинал работу в качестве эконом-шопа и имел мощную сетевую поддержку. Судьба непродовольственных товаров была еще более прозаична. С появлением крупных торговых центров покупатели были готовы ехать на другой конец города ради заветного изобилия, но главное - ради низких цен. У местной розницы начались проблемы с налогами. А сети разрастались (быстрее, чем содержимое кошельков потребителей) и активизировались словно акулы, которые должны все время двигаться, иначе они утонут.
Дана команда ФАС
Сегодня развитие сетей вызвало озабоченность уже на государственном уровне. В конце ноября этого года на заседании Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) обсуждался вопрос о снижении порога доминирующей доли рынка участников с 35 до 15% в общем объеме розничной торговли (в рамках границ конкретного муниципального образования). Со всеми вытекающими отсюда антимонопольными мерами.
Согласно новому законопроекту об основах госрегулирования торговли степень доминирования будет определяться отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам. Если сеть превысит потолок в 15%, она может быть ограничена антимонопольной службой в отношении сделок по слияниям и поглощениям. А для участия в земельных аукционах и строительства новых объектов участнику рынка потребуются предварительные разрешения ФАС. Правда, сделана оговорка о том, что компания не признается доминантом, если численность этого города не превышает 30 тыс. человек. Как отмечают аналитики, в 15-процентное прокрустово ложе уже не умещаются как минимум семь торговых сетей в России.
Участники рынка, мягко говоря, выражают озабоченность данной идеей законотворцев и грозятся не развивать региональные рынки. Мол, пожалеете еще, будете тогда вариться в собственном соку, отовариваясь без скидок у местных предпринимателей! Цены, точнее, возможность предоставления существенных скидок, - вот главный аргумент любого сетевого магазина в борьбе за покупателя. Вторым преимуществом сетевого магазина является ассортимент. Однако давайте разберемся, откуда берутся «цены ниже оптовых» и действительно ли товары в гипермаркетах такие дешевые? Рынок не терпит пустоты. Если кто-то за что-то не платит - значит, за это заплатит кто-то другой.
Бонус в стиле ретро
Специалисты ФАС выявили целых три десятка условий, которые мешают развитию конкуренции среди поставщиков. Даже если торговая сеть занимает на данном рынке долю менее 35%, она уже начинает диктовать свои условия поставщикам товаров. Парадоксально, но факт: при всем обилии торговых точек есть проблема дефицита торговых мест. В частности, дистрибьютору, чтобы войти в сеть с тем или иным товаром, нужно платить немалые деньги, так называемые входные бонусы. Отдельные суммы предусмотрены за выкладку товара на той или иной полке или паллетах, за поддержание ассортимента. При том, что сети выбирают у дистрибьюторов наибольший объем продукции, они являются самыми злостными неплательщиками за поставленный товар - отсрочка может растянуться на месяцы. С добровольно-принудительного согласия поставщиков. Если же дистрибьютор решил выйти из сети, с него могут потребовать уплату так называемого ретро-бонуса - что-то типа штрафа: мол, заплати и уходи.
И все-таки что кроется за дешевизной товара, предлагаемого сетями? В большинстве случаев это либо обычная распродажа лежалого товара, либо разовая акция для нескольких позиций из тысячи товарных наименований, либо стадия вхождения на рынок. Есть еще одна сторона медали. Вот мы постоянно слышим о необходимости роста собираемости налогов с бизнеса. Но с той минимальной наценки, по которой дистрибьютор отпускает товар в сети, идут минимальные налоги. По сути в данной цепочке нормальным налогоплательщиком является только производитель. Но производитель, как правило, расположен вне данного региона (не секрет, что доля местной продукции в крупных сетях довольно-таки мала). Региональный бюджет - это как ваза с конфетами: кто-то взял и вернул, а кто-то взял с концами. Положил уже в свою вазочку. Сами сети стоят здесь на вторичном учете. Обороты большие, а прибыль маленькая. По закону нельзя работать в убыток, но нигде не определен минимальный размер прибыли, соответствующий тем или иным оборотам. Вот и получается, что огромные обороты проходят мимо бюджетной кассы.
Дистрибьюторские страдания
Справка Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring в августе текущего года провел всероссийский опрос на тему покупательских привычек и стиля покупок. Согласно результатам исследования свыше половины россиян делают продовольственные покупки почти каждый день, причем более четверти опрошенных минимум раз в день. Широко распространенная на Западе практика совершать покупки на неделю вперед практикуется лишь 10% россиян, в основном на оптовых рынках. Каждый третий опрошенный россиянин (32%) обычно совершает покупки с запасом на 2 - 3 дня. Самыми популярными местами повседневных покупок у жителей страны являются несетевые продовольственные магазины по типу мини-маркетов (53%). Услугами интернет-магазинов пользуются 3 процента жителей крупных городов (в Москве - 6 процентов). От 13 до 16% респондентов назвали (в порядке убывания) оптовые рынки, киоски и палатки, сетевые магазины и супермаркеты, несетевые супермаркеты, универсамы и гастрономы. Гипермаркеты предпочитают лишь 2% опрошенных. Говоря о факторах, влияющих на выбор магазина, россияне прежде всего указывали на уровень цен (60%). Вторым по важности фактором респонденты назвали удобство месторасположения магазина, его близость к дому (47%).
Оптовик, выступая в качестве посредника между производителем и крупной торговой сетью, на поставках последней практически ничего не зарабатывает (как это ни парадоксально звучит). Главная цель оптовой компании - достичь значительного товарооборота за короткий промежуток времени, который в свою очередь ему навязывает производитель. Производителю нужен потенциал, на основании которого планируется производство и добываются кредиты. Поэтому, если у производителя достаточно раскрученный товар, он банально диктует правила игры оптовику-дистрибьютору, в договоре с которым четко прописаны все минимальные ежемесячные объемы закупок.
Дистрибьютор находит сетевиков, которые выставляют свои требования. Доходит до абсурда - товар у официального представителя дороже, чем в самой сети, потому что ради присутствия в сети дистрибьютор поставляет туда с минимальной (если не сказать смехотворной) наценкой, нередко в минус себе. В последнем случае убытки возникают за счет транспортных расходов, которые символическая наценка для сети компенсировать никак не может.
Все эти страдания направлены на поддержание объемов. Дистрибьютор в основном зарабатывает на той самой мелкой и средней рознице, которой все сложнее выживать рядом с большой - поставляя магазинам у дома товар гораздо дороже, чем в сеть. В этом случае страдает покупатель, не имеющий возможности дойти до сетей.
Рынок не терпит пустоты?
Действительно, если рост «рынков для богатых» будет уменьшаться, значит, вольготнее задышат малая розница и местные сети, реально оставляющие налоги в региональном бюджете. Местные предприниматели смогут объективно снизить цены, начнут получать видимую прибыль, уплачивать нормальные налоги, обеспечивать достаточное количество рабочих мест с нормальной заработной платой. Не стоит забывать, что федеральные и иностранные сети, несмотря на большие штаты, платят в регионах по уровню региона, а не по своим оборотам.
Муниципальные власти любят говорить о роли крупных торговых центров в повышении качества обслуживания покупателей. Не стоит преувеличивать - за музыку и хождение по огромным залам с тележкой готовы платить далеко не все. Кроме того, в сетях имеет место постоянная текучка, а то что остается до боли напоминает советскую торговлю. Например, типичная картинка торгового дня в известной сети эконом-магазинов М.: люди, в основном небогатые, толпятся в душном помещении возле неторопливого и сварливого кассира (работает одна касса из четырех), но терпят. Из-за низких цен сетевика их калачом не заманишь в соседний магазин, даже если там за прилавком будет стоять победитель конкурса «Самый вежливый и шустрый продавец».
Кроме того, вследствие нарастающей экспансии в регионы усложняется жизнь местных сетевиков. Согласно экспертным оценкам рынок сильно раздроблен. Например, в Казани на каждого участника из числа местных сетей приходится не более 10% рынка. Поэтому в данный момент антимонопольные законопроекты их не пугают. Однако с приходом новых, особенно иностранных, участников наши сетевики будут вынуждены расширяться, дабы не сдавать позиций в океане бизнеса. А иначе съедят.