Кризис третьего года - понятие не надуманное: ребенок в это время действительно меняется, становится упрямым, непослушным, а на все уговоры и просьбы ему помочь отвечает: «Я сам!»
У ребенка просыпается чувство самостоятельности, он хочет все делать сам, без посторонней помощи и советов, желает реализовать свое стремление к осмысленной деятельности, ведь малыш уже знает, что у каждой вещи, окружающей его, есть свое предназначение. Поэтому пытается одеться, рисовать, есть, играть без участия кого бы то ни было. Во всех этих случаях задача родителей - хвалить самостоятельность малыша: «Ах какой ты у меня молодец, уже совсем большой стал, умница!» Ни в коем случае не сердитесь и не ругайте его, если он делает что-то слишком медленно и не совсем правильно, - тем самым вы можете на корню загубить все его стремления к самостоятельности. Если не будете поощрять ребенка сейчас, то через пару лет ему уже не захочется что-либо делать. А это чревато отставанием в развитии.
Что действительно должно насторожить вас, так это полное повиновение, послушание и пассивность. Удобство родителей такого тихони может обернуться впоследствии серьезными проблемами у ребенка, когда он станет объектом нападок и издевательств более шустрых и подвижных сверстников.
Кстати, о запретах. Никто не говорит, что их не должно быть вовсе, их просто должно быть немного, и направлены они должны быть на сохранение безопасности самого ребенка. В остальных случаях предпочтителен компромисс. Например, если ваше чадо любит рисовать на обоях, вам нужно прикрепить к стене большую доску или фанеру и приклеить к ней листы бумаги, которые можно легко снимать после завершения работы над очередным «шедевром». Или, например, когда ребенок не желает обедать, поступите следующим образом: спросите, что он хочет - суп или картошку (то, что уже есть в холодильнике, и то, что вы собираетесь готовить). Поступая так, вы даете ребенку право выбора, что, бесспорно, будет оценено маленьким самостоятельным человеком.