РАННИЙ ЗВОНОК. Волна телефонных мошенничеств (оперативники называют их социальными) докатилась и до нашей редакции. На днях одну из наших сотрудниц разбудил ранний телефонный звонок. Спросонья ей показалось, что она слышит в трубке голос сына: «Мама, мама, я в беде». «Сын» сообщил, что он попал в ДТП и насмерть сбил девушку. После чего произнес: «Поговори со следователем», - и зазвучал другой голос. К тому времени женщина уже окончательно проснулась и стала спокойнее оценивать происходившее. Голос ей показался подозрительно монотонным. Придя в себя, она начала набирать на сотовом номер сына. В это время из трубки стационарного телефона доносилось: «Никуда звонить не надо, никуда звонить не надо...», а затем трубку положили.
Сын - реальный, а не телефонный, ответил сонно-недовольным голосом. К счастью, ни о каком ДТП он и слыхом не слыхивал. А из разговоров с соседями по дому коллега узнала, что не ее одну пытались обмануть. «Нехорошие» звонки в то же самое время раздавались и в их квартирах.
Но не прошло и дня, как жертвой телефонных злоумышленников чуть не стала наша вахтер. Ей позвонили на стационарный телефон вечером. Пенсионерка до сих пор удивляется тому, как легко приняла она голос звонившего за голос сына! Неизвестно, чем бы закончился разговор, если бы ее сын, якобы насмерть сбивший девушку, в это самое время не сидел на кухне и не уминал пельмени. Она в сердцах бросила трубку.
САРАФАННОЕ РАДИО доносит истории, которые кажутся невероятными. О том, что одна пенсионерка отдала деньги, чтобы помочь сыну, который в это время... спал в соседней комнате. Что другая поддалась на уговоры злоумышленников, забыв, что ее сын давно умер. В транс, что ли, вводят мошенники?.. Видимо, по голосу они пытаются угадать возраст того, кто снял трубку. Тем, у кого голосок позвонче, предлагают снять деньги со своей банковской карточки и диктуют счета, на которые их надо перечислить. Если понимают, что на другом конце провода человек пожилой, отправляют к нему таксиста или курьера. В итоге одна гражданка преклонных лет, чтобы отвести мнимую беду от сына, передала деньги неизвестному лицу через порог квартиры, всего лишь накинув на дверь цепочку. Толком пришедшего она, конечно, не разглядела.
Другая бабушка поехала с посредником (вряд ли таксисты не догадываются, какие именно деньги им велят передать!) прямо в банк, где сняла деньги с книжки и отдала их в руки «благодетелю». Суммы, попавшие в руки аферистов, разные. Как правило, злоумышленники требуют по максимуму, а дальше все зависит от возможностей «клиента». Кто-то из пенсионерок лишился пяти тысяч, но это исключение. Чаще жертвы отдают суммы куда более солидные: 9, 30, 50, а то и 100 тысяч рублей.
Люди, чаще всего женщины помоложе, верят СМС-сообщениям о том, что их банковские карты заблокированы при попытке взлома ПИН-кода. Поддавшись первому порыву, встревоженные гражданки звонят по указанным номерам телефонов «службы технической поддержки банка», где им отвечает женский голос и объясняет, что для разблокировки карты нужно... заплатить. Удивительно, но кто-то до сих пор полагает, что банки берут деньги за услугу разблокировки! По сведениям городского УВД, неделю назад одна молодая женщина аккуратно перечислила на счета злоумышленников 9 и 13 тысяч рублей.
ЧТО ДЕЛАТЬ, если вам позвонили? Специалисты предлагают следующий алгоритм:
1. Не спешите сразу выполнять все действия, которые диктуют звонящие. Постарайтесь собраться с мыслями и рассуждать логически.
2. Попробуйте выяснить данные собеседника, его должность и место работы. Если он представляется следователем, позвоните по 02 или 052. Уточните у сотрудника дежурной части, действительно ли работает такой сотрудник и не скрывается ли под вымышленным именем мошенник? Бывает, что злоумышленники представляются сотрудниками госучреждений: Пенсионного фонда, соцзащиты, минздрава, прокуратуры, ЖЭУ, налоговых служб.
3. В случае с банковскими картами и их разблокировкой за деньги обязательно созвонитесь с персоналом банковских учреждений и проверьте, действительно ли имеются проблемы с таковой.
4. Помните также о том, что мошенники могут подойти и на улице с предложением приобрести лекарственные препараты, заменить отопительные трубы или погадать.
ГЛАВНОЕ. Ни на одно из них не следует соглашаться и при любых подозрениях немедленно обращаться в полицию! Поскольку под удар телефонных аферистов чаще других попадают люди пожилые, оперативники напоминают: почаще созванивайтесь с родителями, бабушками и дедушками, близкими людьми и предупреждайте их о возможной опасности.
КОММЕНТАРИЙ начальника уголовного розыска УВД Казани Павла Романова:
- Будьте внимательны и осторожны. Одно из главных наших средств в борьбе с телефонными мошенниками - это бдительность самих горожан. Среди профилактических мер могу назвать выступления на эту тему в СМИ. В двадцати шести домах Казани появились «предупредительные домофоны»: в них звучит напоминание о необходимости быть бдительным. «Не дайте себя обмануть!» - предостерегаем мы горожан даже с оборотных сторон счетов-фактур.
КТО МОШЕННИКИ. В прошлом году благодаря четкой работе правоохранительных органов осуждены семь серийных телефонных мошенников по сорока преступным эпизодам. Все они из мест не столь отдаленных и уже на зоне продолжали нарушать закон. Так как путем телефонных мошенничеств можно добыть немалые суммы, аферистов не пугает даже добавление срока - от полутора до двух лет. Таксисты, которые часто фигурируют в подобных схемах, конечно понимают, за чем едут к пожилым гражданам. Но ради выгоды соглашаются быть посредниками в столь нечистом деле. Как правило, за услуги им перепадает 10% от денег, добытых обманным путем. Одна из женщин-таксистов оказалась совестливой: она не только остановила бабушку, собравшуюся было в банк за своими сбережениями для любимого внука, но и позвонила в полицию.
Сын - реальный, а не телефонный, ответил сонно-недовольным голосом. К счастью, ни о каком ДТП он и слыхом не слыхивал. А из разговоров с соседями по дому коллега узнала, что не ее одну пытались обмануть. «Нехорошие» звонки в то же самое время раздавались и в их квартирах.
Но не прошло и дня, как жертвой телефонных злоумышленников чуть не стала наша вахтер. Ей позвонили на стационарный телефон вечером. Пенсионерка до сих пор удивляется тому, как легко приняла она голос звонившего за голос сына! Неизвестно, чем бы закончился разговор, если бы ее сын, якобы насмерть сбивший девушку, в это самое время не сидел на кухне и не уминал пельмени. Она в сердцах бросила трубку.
САРАФАННОЕ РАДИО доносит истории, которые кажутся невероятными. О том, что одна пенсионерка отдала деньги, чтобы помочь сыну, который в это время... спал в соседней комнате. Что другая поддалась на уговоры злоумышленников, забыв, что ее сын давно умер. В транс, что ли, вводят мошенники?.. Видимо, по голосу они пытаются угадать возраст того, кто снял трубку. Тем, у кого голосок позвонче, предлагают снять деньги со своей банковской карточки и диктуют счета, на которые их надо перечислить. Если понимают, что на другом конце провода человек пожилой, отправляют к нему таксиста или курьера. В итоге одна гражданка преклонных лет, чтобы отвести мнимую беду от сына, передала деньги неизвестному лицу через порог квартиры, всего лишь накинув на дверь цепочку. Толком пришедшего она, конечно, не разглядела.
Другая бабушка поехала с посредником (вряд ли таксисты не догадываются, какие именно деньги им велят передать!) прямо в банк, где сняла деньги с книжки и отдала их в руки «благодетелю». Суммы, попавшие в руки аферистов, разные. Как правило, злоумышленники требуют по максимуму, а дальше все зависит от возможностей «клиента». Кто-то из пенсионерок лишился пяти тысяч, но это исключение. Чаще жертвы отдают суммы куда более солидные: 9, 30, 50, а то и 100 тысяч рублей.
Люди, чаще всего женщины помоложе, верят СМС-сообщениям о том, что их банковские карты заблокированы при попытке взлома ПИН-кода. Поддавшись первому порыву, встревоженные гражданки звонят по указанным номерам телефонов «службы технической поддержки банка», где им отвечает женский голос и объясняет, что для разблокировки карты нужно... заплатить. Удивительно, но кто-то до сих пор полагает, что банки берут деньги за услугу разблокировки! По сведениям городского УВД, неделю назад одна молодая женщина аккуратно перечислила на счета злоумышленников 9 и 13 тысяч рублей.
ЧТО ДЕЛАТЬ, если вам позвонили? Специалисты предлагают следующий алгоритм:
1. Не спешите сразу выполнять все действия, которые диктуют звонящие. Постарайтесь собраться с мыслями и рассуждать логически.
2. Попробуйте выяснить данные собеседника, его должность и место работы. Если он представляется следователем, позвоните по 02 или 052. Уточните у сотрудника дежурной части, действительно ли работает такой сотрудник и не скрывается ли под вымышленным именем мошенник? Бывает, что злоумышленники представляются сотрудниками госучреждений: Пенсионного фонда, соцзащиты, минздрава, прокуратуры, ЖЭУ, налоговых служб.
3. В случае с банковскими картами и их разблокировкой за деньги обязательно созвонитесь с персоналом банковских учреждений и проверьте, действительно ли имеются проблемы с таковой.
4. Помните также о том, что мошенники могут подойти и на улице с предложением приобрести лекарственные препараты, заменить отопительные трубы или погадать.
ГЛАВНОЕ. Ни на одно из них не следует соглашаться и при любых подозрениях немедленно обращаться в полицию! Поскольку под удар телефонных аферистов чаще других попадают люди пожилые, оперативники напоминают: почаще созванивайтесь с родителями, бабушками и дедушками, близкими людьми и предупреждайте их о возможной опасности.
КОММЕНТАРИЙ начальника уголовного розыска УВД Казани Павла Романова:
- Будьте внимательны и осторожны. Одно из главных наших средств в борьбе с телефонными мошенниками - это бдительность самих горожан. Среди профилактических мер могу назвать выступления на эту тему в СМИ. В двадцати шести домах Казани появились «предупредительные домофоны»: в них звучит напоминание о необходимости быть бдительным. «Не дайте себя обмануть!» - предостерегаем мы горожан даже с оборотных сторон счетов-фактур.
КТО МОШЕННИКИ. В прошлом году благодаря четкой работе правоохранительных органов осуждены семь серийных телефонных мошенников по сорока преступным эпизодам. Все они из мест не столь отдаленных и уже на зоне продолжали нарушать закон. Так как путем телефонных мошенничеств можно добыть немалые суммы, аферистов не пугает даже добавление срока - от полутора до двух лет. Таксисты, которые часто фигурируют в подобных схемах, конечно понимают, за чем едут к пожилым гражданам. Но ради выгоды соглашаются быть посредниками в столь нечистом деле. Как правило, за услуги им перепадает 10% от денег, добытых обманным путем. Одна из женщин-таксистов оказалась совестливой: она не только остановила бабушку, собравшуюся было в банк за своими сбережениями для любимого внука, но и позвонила в полицию.