- Минтимер Шарипович, в новом законопроекте «О недрах» регионы лишаются ряда важных полномочий в сфере недропользования. Как Вы относитесь к этому?
- Я из этого не делаю трагедию. В законопроекте неоправданно усложняются вопросы доступа к недрам. Принимая сегодня такой важный закон, я считаю, что необходимо лучше изучать мировой опыт - опыт цивилизованных рыночных стран. К примеру, хотя бы полномочия штата Техас. Добывая больше, чем любой штат США, он имеет право ограничивать или поддерживать нефтяников. Поэтому в США нефтяная промышленность приносит высокие доходы прежде всего государству и штатам.
Предлагаемый законопроект прогрессивен тем, что он вместо разрешительной функции государства переходит на гражданско-правовое регламентирование отношений. Это большой прогресс, и мы за такие отношения. Но если в этом законе никаких прав не оставляется субъектам федерации, эти нормы, скорее всего, не будут работать.
Передача полномочий субъектов на федеральный уровень не только сковывает инициативу местных органов в содействии развитию нефтяной промышленности, но делает их незаинтересованными в существовании нефтяной промышленности на их территории вообще. При таком подходе население нефтедобывающих регионов получает экологическую нагрузку, не получая взамен каких-либо компенсаций. Данный закон еще больше сузит возможности субъектов реально владеть, пользоваться и распоряжаться недрами на своих территориях, хотя это им гарантировано действующей Конституцией Российской Федерации, усложнит условия недропользования и ограничит возможности рациональной добычи природных ресурсов страны.
- В случае, если закон будет принят в редакции правительства Российской Федерации, к каким последствиям это приведет в целом по стране и в Татарстане в частности?
- Отвечая на вопрос, мы должны сказать, что Татарстан имеет свою концепцию развития нефтяной отрасли. И мы будем, как и раньше, добывать не менее 30 млн. тонн. Этот уровень добычи будет поддерживаться не только за счет нефти, но и природных битумов.
Сегодня «Татнефть» имеет средний дебит 3,8 млн. тонн в сутки при обводненности 85%. Каким образом она должна конкурировать с другими компаниями, которые имеют лучшие условия для нефтедобычи? При этом для населения нефтяных районов сегодня питьевая вода доставляется за 200 км из-за нарушения водоносных горизонтов.
К сожалению, ситуация с нефтедобычей в России в корне меняется в сторону ухудшения и создает в ближайшие годы угрозу срыва намеченных планов. В первую очередь речь идет об отмене платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Это решение наносит непоправимый удар по обеспечению страны разведанными запасами нефти. Ввод единой (плоской) шкалы НДПИ грозит остановкой нефтедобычи по высокообводненным залежам и участкам.
Не способствуют улучшению дел в отрасли также драконовские экспортные пошлины на нефть, оплата НДПИ на всю добываемую нефть по цене значительно, в 2 - 3 раза, выше внутренней цены, ввод платежей на рисковые нефтепоисковые работы за счет собственных средств инвестора, резкое усложнение доступа инвесторов к недропользованию, бюрократическая волокита и неразбериха в этом вопросе, вымывание мелкого и среднего бизнеса.
Сохранение существующего положения не только не позволит выйти на добычу 500 - 550 млн. тонн в год, как это заложено в энергетической стратегии России, но становится проблемным даже удержать достигнутый уровень добычи - около 480 млн. тонн в год. К сожалению, при этой ситуации предлагается принять новую редакцию закона без учета мнения традиционно нефтедобывающих регионов. Проект закона в предлагаемом виде не дает положительного ответа на решение неотложных проблем в нефтяной отрасли.
- Минтимер Шарипович, с Вашей точки зрения, какое решение по разделению полномочий в сфере недропользования между федеральным центром и регионами будет оптимальным? С учетом того, что это касается всех без исключения регионов страны?
- Необходимо сохранить действовавший до последнего времени механизм, предусматривающий совместное ведение Федерации и субъектов Российской Федерации по основным вопросам недропользования, передать региональным органам власти полномочия по распоряжению мелкими и средними месторождениями полезных ископаемых (с извлекаемыми запасами нефти до 30 млн. тонн).
Все изменения последних лет полностью подрывают ресурсную базу развития нефтяной индустрии страны. Сейчас вопросы по управлению природными ресурсами решаются на уровне правительства, где специалисты объективно не владеют всей полнотой информации для принятия таких решений. Важно отметить, что после того как изменился порядок прихода к власти губернаторов, поле для согласованной работы как бы расширилось. Таким образом, наделение глав регионов полномочиями не только разгрузит федеральный центр, но и упростит принятие многих принципиальных для регионов решений в вопросах управления недрами, природными ресурсами, а также в вопросах образования, здравоохранения и т.д.
На прошлой неделе полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак на совещании глав субъектов округа выступил за возвращение регионам ряда ключевых полномочий. Российская Федерация будет процветать регионами, другого не дано, и давайте вместе поднимать страну на ту ступень мощи, которая ей предназначена от природы.
- Какова ситуация в республике, в том числе в нефтедобыче, и Ваши оценки на перспективу?
- Татарстан был и остается крупным нефтедобывающим регионом страны. У нас есть крупная компания «Татнефть», которая обладает всеми новыми методами и технологиями, и мы не перестаем заниматься их разработкой и, главное, поддерживать науку. В энергетической стратегии Республики Татарстан до 2020 года предусматривается ввод в разработку 45 месторождений природных битумов с запасами 43,5 млн. тонн, которые в основном уже разведаны, и довести добычу по ним до максимального уровня. Но для этого нужно, чтобы государство признало этот вид сырья в качестве альтернативы по отношению к нефти и приняло соответствующие законы о стимулировании разработки месторождений природных битумов.
Только совместными усилиями законодателей и специалистов по нефтедобыче можно вывести отрасль на новый, более перспективный, уровень дальнейшего стабильного развития.