Многодетная мама Лейсан Ганиева: Дефицит общения в семье - бич современного общества

В начале этого года в Общественной палате РТ благодарственным письмом за большой вклад в семейное волонтерство была отмечена многодетная семья Ганиевых.

news_top_970_100

В семье Нияза и Лейсан Ганиевых четверо детей. Дочери Камиле - 18 лет, она студентка физфака КФУ, школьникам Юсуфу - 13, Малике - 10, Ахмаду - 7. О том, как супруги пришли к волонтерству, что они считают основным в воспитании детей и кто является главным мотиватором в семье, поделилась с «КВ» Лейсан Фирдусовна. 

Фото из семейного архива Ганиевых

- Можно сказать, я потомственный педагог - моя мама руководила детским досуговым центром в Нижнекамске, где я постоянно была у нее на подхвате, увлекалась индийскими танцами и могла выступить на любом мероприятии. В Казани поступила на нефтяной факультет КХТИ, окончила его с отличием, но когда родилась первая дочь, почувствовала, что мне не хватает знаний по воспитанию детей, - рассказала Лейсан. - Пошла на второе высшее - психолого-педагогическое образование в КФУ. Сейчас получаю религиозное образование в Российском исламском университете. 

- С чего началась ваша волонтерская деятельность?
- Мне всегда была интересна организация праздников, тематических лагерей, кружков. Меня поддержали такие же, как я, мамочки с детьми, друзья, подруги, и образовалась творческая группа «Бэхэт ачкычы» («Ключик к счастью»). Основной посыл объединения - духовно-нравственное развитие детей, воспитание подрастающего поколения в традициях ислама. В 2019 году БФ «Ярдэм» учредил благотворительный фонд помощи детям «Будущее поколение», и я стала разрабатывать и реализовывать там программы для детей. С прошлого года его возглавляю. Два года активной деятельности в благотворительном фонде показали большую востребованность программ, направленных на развитие талантов, самореализацию юного поколения. Сейчас наша основная задача - создание безопасной и креативной экосреды для детей и подростков независимо от религиозной принадлежности. Важное значение уделяется нравственной составляющей. 

- Любая благотворительность требует финансовых источников.
- Мы существуем за счет грантов и благотворителей, которые хотят внести свой вклад в развитие общества. Не помню ни одного случая, чтобы мне отказали в помощи близкие или друзья. Вопрос с просторным помещением тоже сейчас решен: благодаря фонду-попечителю муниципалитет выделил нам 300 квадратов на ул. Декабристов. Теперь у нас 8 комнат, у каждой свое предназначение. Постепенно делаем ремонт - где-то помогают волонтеры, наши выпускники, родители. С 2010 года в наших проектах участвовало много талантливых ребят, которые смогли реализоваться в разных профессиях. Кто-то стал айтишником, кто-то - профессиональным репортером, кто-то - журналистом. Наши выпускники - наши главные пиарщики. Глядя на них, сообщество меценатов все чаще готово вкладываться в талантливых детей. Развиваем тему благотворительности мы и в своей семье, часть заработанных денег обязательно отдаем нуждающимся. И знаете, возвращается всегда сторицей. Муж и дети поначалу удивлялись, как это действует, а теперь благотворительность стала неотъемлемой частью жизни нашей семьи. 

- Лейсан, вы уже 20 лет в браке, поделитесь своим рецептом семейных взаимоотношений.
- У меня прекрасный супруг! Мы разные по психотипу: я экстраверт, он интроверт. Супруг - главный добытчик в семье, а я - главный мотиватор. Мы познакомились с ним в деревне, откуда родом наши родители. Когда начали интересоваться родом друг друга - такая традиция есть в татарских семьях, с удивлением узнали, что наши деды были бригадирами, вместе работали в поле. Я получила одобрение дедушки Нияза на наш союз, и это очень важно для молодых, чтобы в роду была поддержка. К сожалению, сейчас молодежь при выборе супруга мало интересуется его родословной, не всегда слушает старших, их советы. Тем временем родители играют большую роль в своих посылах ребенку: «Иди вперед и у тебя все получится!» В свою очередь бабушки и дедушки с таким напутствием отправляли в самостоятельную жизнь наших родителей. И в течение всей жизни поддерживали молодую семью.
Встречались мы с мужем до свадьбы три года. Поженились, будучи студентами. С первых дней семейной жизни подрабатывали как могли: я и кондуктором работала, и в пельменной вручную лепила пельмени, муж трудился в автосервисе. Мы были, наверное, одними из первых доставщиков халяль-питания в казанские офисы. Казалось бы, как приезжим студентам заработать на свое жилье? Выручила советом моя мама, которая, увидев, как в Нижнекамске получают квартиры по молодежной ипотеке, посоветовала и нам подать документы. Так в 20 лет у нас была уже своя однушка в Казани.

- Вы и сейчас поддерживаете тесную связь с родителями?
- Конечно. Очень важно, чтобы бабушки и дедушки общались со своими внуками, особенно при нынешнем дефиците времени у родителей, прежде всего занятых зарабатыванием денег, чтобы прокормить свою семью. Считаю, что недостаток общения и внимания со стороны взрослых по отношению к детям как в семье, так и в школах, детсадах, - это бич нашего общества. А контакт очень важен. Для формирования нравственных качеств юному поколению нужны ценностные ориентиры, а это прежде всего значимые взрослые. 

Мы с супругом гордимся тем, что смогли перевезти моих родителей в Казань, построив для них загородный дом, там и курочки, и огород. А скоро родители Нияза тоже переедут в Казань. Совместный досуг, семейные праздники, где собираются три поколения, - бесценный опыт общения для всех.

- Какое значение уделяется образованию в вашей семье? 
- Если микроклимат в семье далек от идеального, если родитель понимает, что недостаточно времени уделяет ребенку, выход один: нужно искать хороших педагогов, психологов, экосреду для своего ребенка с благоприятной атмосферой. По моим наблюдениям и отзывам родителей, тесный контакт педагогов с воспитанниками сохранен в школах или гимназиях численностью менее 600 - 700 человек. 

Для нас с супругом образование детей всегда стояло на первом месте. Понимая важность тесного контакта, мы отдавали детей в частные детсады, малокомплектные классы, особенно в начальной школе. Когда ребенок различает, что такое хорошо и что такое плохо, когда у него заложен нравственный стержень, ему легче адаптироваться в обществе. 

- Расскажите, пожалуйста, о ваших семейных традициях.
- Например, совместные приемы пищи. Получается, правда, не всегда, но мы стараемся хотя бы завтракать и ужинать вместе. 

Мои дети всегда помогают мне в качестве волонтеров на мероприятиях. Они читают стихи, организуют спортивную зону, могут поиграть с детками, в том числе и с особенными. Я обязательно хвалю их после каждого мероприятия и объясняю, что они большие молодцы: в то время пока играли с ребятами, их мамы смогли отдохнуть. 

Другая наша традиция - совместные путешествия. Получается не каждый год, в приоритете у нас образование детей, но хотя бы раз в два-три года стараемся ездить на отдых. Были в Турции, Крыму, Анапе. По России путешествуем на нашей семиместной машине. Разбиваем по пути палатки, знакомимся с природой, новыми людьми, а также не забываем намаз читать. Что дают путешествия? Расширение кругозора, выход из зоны комфорта, а для взрослых это еще и хорошая проверка нервной системы. (Смеется.)

- И все же есть, наверное, золотое правило, которого вы придерживаетесь в своей семье? 
- Супруги должны понимать, что у каждого разная картина мира. Вот почему важно развивать критическое мышление у детей. Из своих семей мы выходим с разными семейными ценностями. Семья - это прежде всего большой труд, и каждый из супругов должен работать над своим развитием и вкладываться в отношения. 

Золотое правило в общении, чему я учу всех своих детей и воспитанников, - это прямые коммуникации. Чтобы не было обид и недомолвок, в том числе и в семье, нужно прямо говорить, что тебе не нравится в этой ситуации, но только не с обвинительной интонацией, а со своей позиции. Например, «Мне очень не понравилось, что ты так поступил», «У меня сейчас такое чувство, что я тебе мешаю сделать это». Этими словами мы подчеркиваем, что не обвиняем партнера, а хотим понять мотивы его поступка. Если мы обижаемся, молчим и не говорим напрямую, теряем много энергии и времени на додумывание, домысливание и на то, чтобы партнер догадался сам. Когда же мы общаемся с помощью прямых коммуникаций, становимся безопасными и понятными друг для друга. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100