Музей детства в Казани: в Татарстане и сказка становится былью

Уникальная выставка открылась на минувшей неделе в Нацмузее РТ.

news_top_970_100
На ней представлены детские игрушки от второй половины XIX века до советского времени из фондов музея. 
В рамках проекта «Игрушки и игры нашего детства» состоялась презентация оригинального сборника «Музей детства в Казани». Три года на страницах газеты «Казанские ведомости» читатели разного возраста вспоминали игры своего детства и любимые игрушки. Эти живые и теплые истории легли в основу книги «Музей детства в Казани», автором-составителем которой стала главный редактор «КВ» Венера Якупова. 
При поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и Татарского книжного издательства книга вышла в свет в год 20-летия газеты «Казанские ведомости».
- Тревожно, что из казанских дворов практически исчезли играющие дети. Врачи все чаще ставят им диагноз «игровая дистрофия». Все свободное время школьники проводят у телевизоров и компьютеров, - сказала Венера Якупова. - Идея создания книги зародилась во время посещения шведского музея Юнибакен, где оживают герои сказок Астрид Линдгрен, автора историй о Малыше, Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок. Там мы увидели совершенно новую форму работы с детьми. Концепция музея - «Пожалуйста, можете трогать!» Детям разрешено все: забираться на лошадей, хозяйничать в комнате Карлсона, прыгать на кровати Пеппи Длинныйчулок. В музее можно научиться пилить доски, забивать гвозди, ловить рыбу. Неудивительно, что в праздники тут бывает до трех тысяч посетителей. Я задумалась: почему такого интерактивного музея, где можно не только отдохнуть всей семьей, но и чему-то обучиться, нет в Казани? Эта наша книга - первый шаг к созданию в Казани такого музея детства. 
У соавторов книги «Музей детства в Казани» и гостей презентации мы спросили, как они относятся к идее создания в городе такого необычного музея и в какие игры они играли в своем детстве? Фарит Шагиахметов, замруководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям:- Мы играли в царя горы. Зимой у нас во дворе была огромная снежная гора, и мы ее брали штурмом. Кто первый оказывался на вершине, тот и становился царем горы. Другие пытались скинуть «царя» и занять его место. У девочек очень популярна была игра в резинки. Они могли прыгать часами.- В деревне мы собирались всей улицей и играли в учительницу. Не в школу, а именно в учительницу. Учительницей хотели быть все девочки, и каждая по очереди исполняла эту почетную роль. Еще зимними вечерами играли в жмурки, а летом на улице прыгали со скакалкой. Потом, когда стали взрослее, любимой игрой была «Море волнуется...» Сейчас, к сожалению, детям на улице играть негде - все площадки и дворы забиты автомобилями. Поэтому хочется, чтобы музей стал интерактивным, чтобы здесь можно было вволю побегать, попрыгать. Надо показать современным детям, что на свете существуют не только компьютерные игры. - Идея музея детства в Казани очень понравилась. Вся наша жизнь - игра! Мы - послевоенное поколение,  игр у нас было немного. Чаще всего играли в войнушку. Нам хотелось отомстить нашим врагам. В этих играх мы всегда побеждали. - В наше время не очень хорошо было с продуктами. Родители давали нам картошку и капусту. Мы собирались с ребятами и делали обеды. Часто выезжали на остров Маркиз. Игры были подвижные - догонялки, прятки. Игрушек было мало. Девочки сами делали кукол из разных тряпочек. А мальчики на палку прикрепляли что-то похожее на лошадиную голову и скакали на таких самодельных конях.- Мы играли в классики, заигрыши, штандер. А мальчики с азартом играли в махнушку - ее они делали сами из разных кусочков старой меховой одежды. Кто больше набивал ее ногой, тот и становился победителем.- У меня детства не было. Я рос во время войны, когда не было ни игрушек, ни книжек. Мама работала, а я дома сидел один или гулял во дворе с соседскими ребятами. А наигрался, когда у меня самого родились дети - Лена и вслед за ней Сережа. Вот у них было много разных игрушек. Особенно любили они слоника, вокруг которого водили хороводы.- У нас была любимая игра в военкомат. Играли мы с моей одноклассницей. Я брал отцовскую фуражку, а девочка - гармонь. Гармонь переворачивали боком, и она превращалась в печатную машинку. Одноклассница делала вид, что стучит по клавишам. А я ходил, как армейский начальник, из угла в угол и командирским голосом вызывал: «Так, кто следующий?» Сажали перед собой «призывника» - плюшевого мишку: «Нет,  мы его в армию не возьмем, он косолапый!» Сейчас удивляюсь: откуда появился этот военкомат, печатная машинка?- Музей поможет решить серьезную проблему - организовать досуг школьников. А сейчас дети разобщены и разучились общаться. Главное их увлечение - телевизор и интернет. - Книга «Музей детства в Казани» может стать для педагогов и детей хорошим пособием. Здесь они узнают, как можно весело и азартно играть во дворе и зимой, и летом.- Уже сегодня в казанский аквапарк приезжают отдохнуть всей семьей со всего Поволжья. Казань всегда отличалась от всех российских городов тем, что здесь самые смелые мечты воплощаются в жизнь. Уверена, музей детства стал бы туристической достопримечательностью и любимым местом отдыха казанцев.

news_right_column_240_400