Скоро лето, пандемия уже не в силах удерживать людей дома, и просыпается вполне естественный интерес к полюбившимся казанцам в прошлом году видам транспорта. На данный момент в городе действует три крупных службы проката самокатов: Whoosh, URent и Samocat Sharing. О каждом из них поговорим подробнее.
Whoosh
Этот «титан» уже второй год держит первенство по количеству транспорта, территориальному обхвату и просто удобству. Любой житель Казани на прогулке по городу обязательно наткнется на дюжину-другую этих ярко-желтых жеребцов. А если взглянуть на карту в приложении, то можно увидеть, что территориально сервис не захватывает только промышленные зоны или частные секторы.
Чтобы начать поездку, нужно установить одноименное приложение. Его интерфейс удобен и интуитивно понятен — проблем возникнуть не должно. Затем требуется пройти регистрацию и «привязать» банковскую карту. После чего остается только отсканировать QR-код, проверить тормоза и отправляться в путь. Есть возможность заранее забронировать ближайший самокат.
Стоимость по тарифу: 30 рублей за начало поездки, 5 рублей в минуту при минимальном спросе и опциональная страховка за 35 рублей.
Колеса самоката довольно большие, из-за чего любые неровности дороги, случайно попадающиеся камни или небольшие ветки не доставляют почти никакого дискомфорта. Но по брусчатке ездить не стоит из-за сильной вибрации.
Самокаты имеют довольно интересную тормозную систему: левая рукоять отвечает за блокировку переднего колеса и двигателя, правая — за заднее колесо и двигатель, а обе — за блокировку сразу всего. Максимальная скорость самокатов 25 км\ч, но в городе действуют специальные зоны, на которых самокат не даст разогнаться быстрее 10-15 км\ч. Как правило, это тротуары и переходы, на которых всегда много людей. Также самокаты обладают светодиодной подсветкой, которая помогает им выделяться в темноте.
Управление стандартное: газ расположен на правой рукояти, звонок — на левой. Звонком, к слову, не слишком удобно пользоваться в силу его конструкции. Еще на руле имеется подставка для телефона, но на моих глазах у нескольких «самокатчиков» смартфоны из нее вылетали. Может быть, это просто совпадение, но лично у меня подставка все равно вызвала некоторые сомнения.
Стоит отдельно отметить удобство парковки — в отличии от конкурентов Whoosh позволяет оставлять самокаты не только на специально отведенных для этого площадках, но и просто на тротуарах. По завершению поездки приложение попросит вас сфотографировать транспорт, чтобы подтвердить отсутствие повреждений.
URent
Второй по распространённости и количеству самокатов сервис. Территориальный и количественный обхват компании ощутимо меньше в сравнении с Whoosh. Например, доехать из центра до Советского района не представляется возможным, потому что завершить поездку можно только на специально предназначенной для этого парковке, а дальше «Корстона» их просто нет.
Обе эти компании используют почти идентичные модели электросамокатов, поэтому сравнивать технические характеристики бессмысленно. Все вышеупомянутые недостатки и достоинства распространяются на оба сервиса. Отметить можно разве что небольшие отличия в конструкции руля — тормоз присутствует только на левой рукояти, и при нажатии блокирует заднее колесо и двигатель, а также отсутствует держатель для телефона. Еще самокаты обделены подсветкой, из-за чего их сложнее опознать в темноте.
Стоимость по тарифу тоже не сильно отличается: 30 рублей за старт и 4 рубля за минуту проката. Страховка все так же опциональна и стоит 30 рублей. Возможность заранее забронировать самокат присутствует.
По приложению тоже все стандартно — зарегистрировался, «привязал» карту, отсканировал QR-код, поехал. Можно посмотреть, как выглядит каждая из парковок сервиса, просто нажав на нее.
Из интересных особенностей системы оплаты можно отметить, что приложение позволяет заранее внести на счет определенную сумму и кататься на эти деньги. Причем чем большая сумма зачислена на счет, тем больше бонусных баллов получает пользователь. За 500 рублей бонусов нет, за 750 рублей идет бонус в 50 рублей, за 1000 — 150 и за 2000 — 400, соответственно.
Недавно шеринг запустил фиксированный тариф «До разрядки самоката». Он позволяет арендовать самокат не поминутно, а от 6 до 12 часов за фиксированную стоимость, которая зависит от уровня заряда самоката. Полного заряда самоката хватает, в среднем, на 3-3,5 часа активного использования. Пользователь может выключать его, чтобы не тратить заряд, и продолжить поездку позднее. Это дает клиенту возможность, скажем, немного покататься, оставить самокат, заскочить на работу или посидеть в ресторане, а затем спокойно продолжить поездку. В среднем цена по этому тарифу получается примерно на 30% дешевле,
Первостепенная задача любого сервиса — сделать свой продукт максимально простым и удобным. URent пока плохо справляется с этой задачей.
Samocat Sharing
Компания предлагает на выбор и олдскульные механические самокаты, и их электрические аналоги. Последние, правда, в Казани найти не удалось, поэтому пришлось довольствоваться тем, что есть. Механические самокаты этой компании имеют много преимуществ: они легкие и компактные — их можно без особого труда сложить и перевести в общественном транспорте, тормоза позволят быстро остановиться в случае появления пешеходов, а еще эти самокаты сравнительно дешевые.
Тариф: 15 рублей за старт и 2,7 рубля за минуту в первый час езды, далее — 2 рубля в минуту. Максимальная цена за сутки 500 рублей, что очень выгодно, если вы по какой-то причине решили взять самокат на 4 часа или дольше.
Из минусов — колеса меньше, чем у конкурентов, из-за чего различные неровности дороги или попадающиеся под колеса мелкие объекты могут вызывать неприятные вибрации. Но в целом ездить можно. И хоть Samocat Sharing обходит конкурентов за счет низкой стоимости проката, разница получается не настолько большой, чтобы отказывать себе в комфорте: за час аренды механика обойдется в 177 рублей, в то время как за намного более удобный и быстрый Whoosh вы заплатите 330. К тому же у Samocat Sharing есть всего семь точек парковки, и все они располагаются в центре, так что завершить поездку около дома, скорее всего, не получится.
Отдельно стоит отметить, что зачастую самокаты плохо обслуживаются и эксплуатируются. Об этом нам намекает их плачевный вид — транспорт имеет разного рода дефекты: от банальных сколов краски до поврежденного звонка или заедающих при попытке собрать или разобрать агрегат деталей. Самокаты довольно маленькие, из-за чего мужчина стандартной комплекции (да и женщина, скорее всего, тоже) просто не сможет найти место, а отталкивающая нога все время будет болтаться где-то рядом.
По старту все то же самое: регистрация, «привязка» карты, разблокировка QR-кодом и вперед. С одним небольшим отличием — самокаты висят в сложенном виде на специальных станциях, словно летучие мыши. Перед началом поездки самокат нужно достать и разложить. И если с раскладкой проблем возникнуть не должно, то сложить и запихнуть самокат обратно бывает проблематично. Чтобы это сделать, необходимо пнуть по красной кнопке, расположенной в нижней части самоката, около переднего колеса. Лично у меня это получилось не сразу — около 5 минут я отчаянно пинал этот бедный, изможденный транспорт, словно какой-то вандал. Наконец, очередной удар сработал, самокат сомкнулся и сразу же был отправлен назад в свое гнездо.
Желающих прокатиться может подстерегать ещё один сюрприз на станции: она может оказаться полностью занятой, а для вашего аппарата места не окажется. Варианты — ждать освободившегося места или искать новую станцию, оба не сказать что радуют.
Подводя итоги
Whoosh: Благодаря распространению и удобству является безоговорочным лидером гонки. Можно рассматривать как способ хорошо провести выходные, катаясь по центру, так и вполне серьезное средство для передвижения по городу.
URent: Почти то же самое, что и Whoosh, только фиолетовый, немного дешевле, и вам, скорее всего, придется докатывать оставшиеся с прошлой поездки деньги. А еще в Советский район уехать на нем не получится, да и найти самокаты этого сервиса будет немного сложнее.
Samocat Sharing: Этот вариант идеально подойдет любителям покататься на старых добрых самокатах где-нибудь в центре города. Но сервису определенно стоит повысить качество обслуживания устройств и открыть точки в разных районах Казани. И хоть механике будет сложно конкурировать с электрическими аналогами, думаю, свою аудиторию сервис найти сможет.