Необычный класс в обычной школе

Так называется новая социальная программа по совместному обучению в казанских общеобразовательных школах здоровых детей и детей-инвалидов.

news_top_970_100

ОПРОС. Чтобы выяснить, насколько наше общество и школы готовы к такому важному и сложному шагу, специалисты городского центра образования взрослых и фонда «Милосердие в образовании», учрежденных Академией управления ТИСБИ, провели опрос учеников, учителей и родителей. В анкетировании приняли участие учащиеся и педагоги общеобразовательной школы №111 и школы №78, которая базируется в Реабилитационном центре для детей и подростков Казани, что на ул. Р.Зорге. Как рассказала руководитель проектов и грантов Президента Российской Федерации, преподаватель городского центра образования взрослых, заслуженный учитель РТ Валентина Чернявская, опрос дал очень много информации к размышлению.

МНЕНИЯ. Оказывается, только 20% детей с ограниченными физическими возможностями уверенно ответили, что хотели бы обучаться в обычной школе вместе со здоровыми сверстниками. А их родители были более категоричны. 60% мам и пап, воспитывающих детей-инвалидов, настроены против совместного обучения. Дело в том, что многие родители уже пытались устроить своего «особого» ребенка в общеобразовательную школу. Как правило, опыт оказывался не совсем удачным. На вопрос, почему так произошло, родители назвали несколько причин. Во-первых, в школах не созданы необходимые условия для обучения детей с инвалидностью. Здесь нет классов, коридоров, лестниц, туалетов, приспособленных для людей с ограниченными физическими возможностями. Во-вторых, многие опрошенные отметили, что у учителей не хватает специальных навыков и методик работы с детьми-инвалидами. Еще одна серьезная причина – боязнь того, что одноклассники не смогут принять и подружиться с их ребенком и он станет изгоем в коллективе. Поэтому они считают, что проще получать образование в специализированных учебных заведениях, где созданы особые условия для учебы, лечения и реабилитации детей. Но в то же время родители понимают, что такая обособленная жизнь делает ребенка социально неприспособленным к реальной действительности.

УДИВЛЕНИЕ. У учеников общеобразовательных школ тоже неоднозначное отношение к этой проблеме. В опросе приняли участие 114 казанских школьников от 5 до 11 классов. Только 8 из них считают, что инвалид – равноправный человек, который должен иметь все возможности учиться, реализовывать свои таланты и способности.

На вопрос: «Как бы вы отнеслись к тому, чтобы дети-инвалиды учились в вашей школе?» половина опрошенных ребят ответили положительно. А вот в одном классе с ребенком-инвалидом хотели бы учиться всего 40% детей. Около 20% признались, что им «все равно». Почти 1% отнесся к этому отрицательно.

ПРИЯТНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ. Но в то же время 89,4% ребят сказали, что готовы помогать ребенку-инвалиду в школе. В анкете был еще один вопрос: «Если бы вы неожиданно выиграли 100 тысяч рублей, то на что их потратили?» Ответ поразил и приятно удивил. Многие взрослые и дети ответили, что часть этих денег или даже все они отдали бы на благотворительные цели: в детские дома, детям-инвалидам. Причем школьников, готовых благородно, по-доброму распорядиться такой суммой, было больше.

news_right_column_240_400