В театре имени Г.Камала работу всех производственных цехов и служб, всех «бойцов невидимого фронта» координирует один человек - заведующий художественно-постановочной частью Рафаэль Саттаров.
- С детства мечтал стать летчиком. Дважды пытался поступить в летное училище, но меня не взяли из-за проблем со зрением. Однажды шел по Баумана мимо театра Качалова и увидел объявление - театру требуется работник сцены. Я как раз искал работу и решил: почему бы не попробовать? Мне тогда было 17 лет, но меня все-таки взяли монтировщиком, - рассказывает Рафаэль Саттаров. - Летом вместе с театром съездил на гастроли, а осенью меня забрали в армию. Отслужил два года. С мечтой о небе я не расставался и устроился в спортивный планерный клуб механиком. Там мы готовили планеры к полету, заправляли топливом самолеты, летали на разведку погоды. Но зимой жизнь в клубе замирала, и я вернулся в Качаловский театр. Проработал там почти 20 лет, а в 1996 году перешел в Камаловский. - Не все зрители представляют, чем занимается заведующий постановочной частью. - Театр - это большой сложный организм. Моя задача - делать все, чтобы он работал нормально, без сбоев. А если проблемы возникают, надо оперативно их решать. Цехов в театре много: столярно-поделочный, декораторский, бутафорский, мебельный, пошивочный. В каждом цехе у нас работают уникальные мастера. К костюмерам заходишь как в музей, потому что там хранятся костюмы великих актеров нашего театра. Завпост отвечает и за работу осветителей, монтировщиков. Они расставляют, собирают и разбирают, грузят, переносят декорации. Здесь тоже есть свои тонкости. Декорации надо начинать выставлять за несколько часов до спектакля. Часто в это время в зале идет репетиция, и надо работать так, чтобы не мешать режиссеру и актерам. - Вы в театре почти 40 лет. В какие времена проблем было больше?- Были времена, когда необходимые строительные материалы, краски, ткани приходилось доставать непростыми путями, договариваться. Мы честно объясняли: «Денег у нас нет, а спектакль выпускать через несколько недель. Дайте нам ткань, а мы после заплатим». И нам давали, верили нашему честному слову. Помню, какой проблемой было достать искусственный волос для спектакля, где главными героями были звери, а еще эти волосы были необходимы для бороды и усов Деда Мороза... Сейчас ситуация изменилась: очень много новых материалов, инструментов, поэтому надо быть в курсе всех новинок. - Какой спектакль для ваших служб оказался самым сложным? - Каждый спектакль сложен по-своему. Каждая работа сама по себе уникальна, потому что все придумывается и делается впервые. Режиссер ставит задачу, и мы вместе с нашими мастерами, под авторским надзором художника-постановщика, думаем, как это можно воплотить на сцене.Конечно, есть определенные правила. Декорации должны быть легкие, мобильные, чтобы их можно было быстро собрать и разобрать. Они должны помещаться в грузовую машину, чтобы спектакль мог гастролировать. Но технически сложный и дорогой, наверное, «Банкрот». Там на сцену даже выезжает настоящий трамвай, сделанный в старинном стиле. - Кому пришла такая смелая, оригинальная идея?- Это идея режиссера Фарида Бикчантаева и художника Сергея Скоморохова. Сначала думали просто выталкивать трамвай, но если толкать руками, то невозможно предсказать, куда и как он поедет. Поэтому, чтобы не рисковать, решили, что трамвай будет электрический. Заказывали его на заводе.- Бывало такое, что не успевали что-то сделать?- Времени всегда не хватает. Были случаи, когда монтировщики на сцене еще стучали молотками за 10 минут до поднятия занавеса. Но у нас нет слова «не успеем». Руководству театра говорим: «Чтобы успеть, нам нужно то-то и то-то». И нам всегда помогают решать возникающие проблемы. - Интересно, а куда деваются конструкции, декорации после того, как спектакль уходит из репертуара театра? Жалко же выкидывать?- Конечно, жалко. Приходится разбирать, утилизировать, что-то используется в других спектаклях. Если какие-то вещи, декорации просят другие театры, передаем им. - Не жалеете, что в свое время не стали летчиком?- Не знаю, может быть, когда-нибудь пожалею, что ничего не получилось с самолетами... Но тогда я бы не познакомился с театром, замечательными людьми. И сегодня жизни своей без театра не представляю.
- С детства мечтал стать летчиком. Дважды пытался поступить в летное училище, но меня не взяли из-за проблем со зрением. Однажды шел по Баумана мимо театра Качалова и увидел объявление - театру требуется работник сцены. Я как раз искал работу и решил: почему бы не попробовать? Мне тогда было 17 лет, но меня все-таки взяли монтировщиком, - рассказывает Рафаэль Саттаров. - Летом вместе с театром съездил на гастроли, а осенью меня забрали в армию. Отслужил два года. С мечтой о небе я не расставался и устроился в спортивный планерный клуб механиком. Там мы готовили планеры к полету, заправляли топливом самолеты, летали на разведку погоды. Но зимой жизнь в клубе замирала, и я вернулся в Качаловский театр. Проработал там почти 20 лет, а в 1996 году перешел в Камаловский. - Не все зрители представляют, чем занимается заведующий постановочной частью. - Театр - это большой сложный организм. Моя задача - делать все, чтобы он работал нормально, без сбоев. А если проблемы возникают, надо оперативно их решать. Цехов в театре много: столярно-поделочный, декораторский, бутафорский, мебельный, пошивочный. В каждом цехе у нас работают уникальные мастера. К костюмерам заходишь как в музей, потому что там хранятся костюмы великих актеров нашего театра. Завпост отвечает и за работу осветителей, монтировщиков. Они расставляют, собирают и разбирают, грузят, переносят декорации. Здесь тоже есть свои тонкости. Декорации надо начинать выставлять за несколько часов до спектакля. Часто в это время в зале идет репетиция, и надо работать так, чтобы не мешать режиссеру и актерам. - Вы в театре почти 40 лет. В какие времена проблем было больше?- Были времена, когда необходимые строительные материалы, краски, ткани приходилось доставать непростыми путями, договариваться. Мы честно объясняли: «Денег у нас нет, а спектакль выпускать через несколько недель. Дайте нам ткань, а мы после заплатим». И нам давали, верили нашему честному слову. Помню, какой проблемой было достать искусственный волос для спектакля, где главными героями были звери, а еще эти волосы были необходимы для бороды и усов Деда Мороза... Сейчас ситуация изменилась: очень много новых материалов, инструментов, поэтому надо быть в курсе всех новинок. - Какой спектакль для ваших служб оказался самым сложным? - Каждый спектакль сложен по-своему. Каждая работа сама по себе уникальна, потому что все придумывается и делается впервые. Режиссер ставит задачу, и мы вместе с нашими мастерами, под авторским надзором художника-постановщика, думаем, как это можно воплотить на сцене.Конечно, есть определенные правила. Декорации должны быть легкие, мобильные, чтобы их можно было быстро собрать и разобрать. Они должны помещаться в грузовую машину, чтобы спектакль мог гастролировать. Но технически сложный и дорогой, наверное, «Банкрот». Там на сцену даже выезжает настоящий трамвай, сделанный в старинном стиле. - Кому пришла такая смелая, оригинальная идея?- Это идея режиссера Фарида Бикчантаева и художника Сергея Скоморохова. Сначала думали просто выталкивать трамвай, но если толкать руками, то невозможно предсказать, куда и как он поедет. Поэтому, чтобы не рисковать, решили, что трамвай будет электрический. Заказывали его на заводе.- Бывало такое, что не успевали что-то сделать?- Времени всегда не хватает. Были случаи, когда монтировщики на сцене еще стучали молотками за 10 минут до поднятия занавеса. Но у нас нет слова «не успеем». Руководству театра говорим: «Чтобы успеть, нам нужно то-то и то-то». И нам всегда помогают решать возникающие проблемы. - Интересно, а куда деваются конструкции, декорации после того, как спектакль уходит из репертуара театра? Жалко же выкидывать?- Конечно, жалко. Приходится разбирать, утилизировать, что-то используется в других спектаклях. Если какие-то вещи, декорации просят другие театры, передаем им. - Не жалеете, что в свое время не стали летчиком?- Не знаю, может быть, когда-нибудь пожалею, что ничего не получилось с самолетами... Но тогда я бы не познакомился с театром, замечательными людьми. И сегодня жизни своей без театра не представляю.