Пожарными, как и солдатами, не рождаются. Но вот казанец Аллям Таминов собственным примером поставил под сомнение упомянутую истину. Он словно для того и появился на свет, чтобы побеждать огненную стихию.
В огнеборцы Аллям Таминов попал в 1937 году. После армии уроженца соседней Ульяновской области отправили для пополнения кадров в Майкоп - на нефтяные прииски. В то время там и с людьми, и с пожарной техникой была катастрофическая напряженка. Начал 26-летний Аллям с рядового, потом командовал автоходом, как раньше называли дежурные караулы. Не раз приходилось ему тушить сильнейшие пожары на нефтяных скважинах. Бывало, что терял на огненном фронте товарищей, да и сам рисковал изрядно.
- Личного состава не хватало, - рассказывает Таминов. - В боевом расчете по правилам - три человека, но на пожар зачастую выезжал лишь начальник караула с водителем... Да и техника убогая, к примеру, пеноподъемников, как сейчас, не было и в помине. Помню, при тушении нефтяного резервуара один из пожарных полез по выдвижной лестнице вместе со стволом, чтобы сверху сбить пламя, и сорвался вниз... Огню до других емкостей с нефтью мы добраться не дали, но ценой тому - человеческая жизнь.
В начале войны Аллям Таминов был отправлен в Ленинград - взятый в блокадное кольцо город грозил превратиться в огненный ад: горели жилые дома, больницы, детские сады, заводы, склады...
- В эти дни само выражение "ликвидировать пожар" часто теряло смысл. Огонь не успевали тушить - и снова налет, и опять все горит, - вспоминает ветеран.
Тем, кто выстоял в этом пекле, город стал второй родиной, тянущей к себе словно магнит. Таминов остался здесь на несколько лет, закончив после войны Ленинградское пожарно-техническое училище. А в Казань попал уже техником второго ранга. Опытного "тушилу" назначили начальником караула в пожарное спецподразделение по охране вертолетного и порохового заводов. Последний доставлял немало хлопот. По словам ветерана, практически ни одни сутки не обходились здесь без происшествий - такова уж специфика производства. Крупный пожар случился в августе 1954 года. Загорелась одна из сушилен, в любую секунду могли вспыхнуть и остальные. Стоявший на смене караул Таминова в буквальном смысле принял огонь на себя. Нужно было срочно охладить порох. Несмотря на мощную водную атаку, произошел взрыв - такой силы, что с охраной вышки снесло солдата. Но пожарные не сдались, не поддались панике.
- Люди работали отчаянно, страх появился потом, когда пламя было побеждено. Пока существовала опасность, мы все были единым механизмом, одним целым, - рассказывает Аллям Таминов.
С должности заместителя начальника родного спецподразделения 48-летний майор Таминов был переведен в отдел службы и подготовки Управления пожарной охраны. Его огромный профессиональный и жизненный опыт помогли нескольким поколениям огнеборцев. На заслуженный отдых ушел подполковником, но, видно, решил не останавливаться на достигнутом. К примеру, немало лекций о противопожарной безопасности прочел на вертолетном и пороховом заводах. С молодыми бойцами богатым опытом делится теперь уже полковник Таминов. В 2002 году это звание было присвоено ветерану приказом министра внутренних дел РТ Асгата Сафарова "за неоценимый личный вклад в развитие противопожарной службы Татарстана".
Нынче патриарх пожарной охраны благополучно разменял десятый десяток своих лет, но сдаваться не собирается. Да и какой бы это был пример для молодежи?! Ведь среди наград ветерана есть сегодня самая главная - оба внука Алляма Таминова продолжают дело, которому дед отдал большую часть своей замечательной жизни.
Антон ШАБАРДИН.