Почему безработица - это вечная проблема гуманитариев, или 1000 и одна проблема трудоустройства выпускников казанских вузов

Свою невостребованность на рынке труда выпускники казанских вузов нередко обнаруживают лишь после окончания специалитета, бакалавриата или магистратуры.

news_top_970_100

«КВ» попытались разобраться, почему это происходит и что толкает молодых специалистов со студенческой скамьи оставить то, чему они учились, и заняться совершенно другим делом. Ответить на эти вопросы «КВ» помогли выпускники различных факультетов, работающие сейчас не по специальности. 

ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦИАЛИСТ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ВСЕ

Отсутствие свободных вакансий по специальности

Не секрет, что безработица - это вечная проблема гуманитариев. Однако мы с удивлением обнаружили, что сей печальной участи не избежали и технари. И убедились, что вакансии нередко оказываются занятыми людьми, которые не имеют никакого представления о занимаемой должности. Причина этого простая и древняя как мир - распространенность трудоустройства по знакомству.

Учеба ради корочки

Сейчас общество требует от человека высшее образование, даже если он работает в сфере обслуживания в числе персонала. Какое это образование - вопрос второстепенный и, увы, неважный. Поэтому сейчас преподаватели вузов жалуются на множество незаинтересованных в своей будущей профессии студентов, которые тупо просиживают время в университетах, дожидаясь выпуска. А многие парни используют учебу вуза, чтобы откосить от армии. На других давят родители, которые не хотят, чтобы их отпрыск выглядел неучем в глазах окружающих. Для них высшее образование - это дело статуса и престижа.

Предвзятое отношение работодателя

Кроме невостребованности полученной профессии на возможность трудоустройства выпускника могут повлиять и другие факторы, которые сам человек изменить не в состоянии. В это трудно поверить, но это пол («нам нужны только парни»), возраст («людей старше сорока просят резюме не присылать»), социальное положение и конечно опыт работы, который, по мнению работодателя, должен быть не менее трех лет.  

Страна менеджеров и фотографов

Популярный интернет-мем «Заводы стоят! Одни фотографы/менеджеры/дизайнеры/[вставить нужное] вокруг!», несмотря на свою притянутость за уши, продолжает себя оправдывать. В погоне за быстрой прибылью выпускник с вузовским дипломом склонен устроиться на любую работу, которая подвернется. А подворачиваются обычно вакансии, которые не требуют каких-либо специальных навыков: администратора, хостеса, диспетчера, офис-менеджера и т.п. Причем многие начинают трудиться уже со старших курсов, а потом просто не хотят ничего менять, боясь остаться без работы.

Синдром энциклопедиста

Многие респонденты-гуманитарии, которых мы опрашивали на эту тему,  не смогли ответить, кем они работают. Причина проста - у себя на работе эти люди вынуждены делать все. Этих супергуманитариев могут называть разными красивыми словами, но мы лишь скажем, что это энциклопедисты, которые могут использовать все полученные знания на практике. Причем такие мультимедийные специалисты, пожалуй, самые востребованные в наши дни. Например, в штате одной из администраций Казани встретили девушку с дипломом медуниверситета, которая работает в отделе молодежи. И юношу с дипломом университета культуры, занимающегося дворовым спортом. Помимо основных своих обязанностей они чем только там не занимаются!   

К сожалению, среди технарей намечаются те же тенденции. Кто-нибудь считал, сколько среди них казанских таксистов или менеджеров автомобильных салонов? Можно предположить, что на факультете свободных искусств и наук СПбГУ, который существует с 2011 года, готовят именно таких специалистов. К сожалению, о судьбе выпускников этого направления пока что ничего сказать нельзя.

По нашему мнению, востребованность такого универсального специалиста - и есть главная причина проблемы рынка труда. Ведь сам труд и общество в целом стремительно меняются. Поэтому образование становится лишь фундаментом, который невозможно использовать без так называемых «стен» и «крыши». Последними могут выступить как дополнительная «вышка», так и самообразование вместе с жизненным опытом.

Ради опыта готовы работать бесплатно

А вот мнения самих молодых казанских специалистов

Анна Филомонова, 30 лет, преподаватель русского языка, работает в офисе одной из поисковых систем: Я считаю, что гуманитариям нужно получать дополнительное образование. Среди моих однокурсников по своей специальности работают единицы, а «многостаночников» - большинство.

Марина Каримова, 37 лет, программист, работает координатором медиапроектов: Я всю жизнь работала не по специальности. Закончила КГУ в 2001 году, хотела работать по специальности, но опыта совсем не было. А девушке найти работу программиста сложнее, чем парню. Подруги искали работу через родителей, одна, чтобы получить опыт, даже работала бесплатно почти год. У меня не было финансовой возможности работать на волонтерских началах, поэтому взялась за то, что уже умела.

Сейчас хотят вернуться к идее распределения. Считаю, она растет на ложной почве убеждения «государство на вас потратилось, теперь вы должны вернуть долги». Это неверно. Наше образование давно оплачено налогами родителей выпускника вуза. Они платили за него с первого своего рабочего дня, с которого аккуратно отчисляются налоги. Я считаю, что у выпускника должен быть выбор: искать себе работу самостоятельно или подписать контракт на гарантированном месте работы и отработать его.

Михаил Пермяков, 30 лет, материаловед, работает специалистом по защите информации: О полученной «вышке» не жалею. Я считаю, что хорошее образование в принципе помогает в жизни. Например, я в институте получил навыки критического мышления и способность достаточно быстро усваивать информацию.

Инна Митряшина, 29 лет, философ, работает медиапланером: Если честно, то я не совсем считаю философию специальностью. Но мое  обучение на философском факультете - это продолжение меня. Когда я выбираю место работы, всегда анализирую, чему здесь могу научиться, какие применить уже ранее полученные навыки. Это целый микромир (работа, взаимодействие с коллегами). Иногда я с радостью меняю миры, иногда с печалью в сердце.

Булат Марзалимов, 33 года, преподаватель английского языка, работает фотографом: Иногда жалею о том, что получил высшее образование, потратив на это время. Мне кажется, сейчас можно вполне обойтись без высшего образования, его обязательность  надуманна. Пять лет юности можно провести с большей пользой. Обязательная отработка по распределению может отучить молодых людей получать образование только для галочки. Более того, если человек отработал два или три года по специальности, сделал уже какие-то шаги по карьерной лестнице, то наверняка он задумается относительно продолжения работы по специальности и по истечении срока отработки.

Айгуль Ханова, 29 лет, преподаватель английского языка, работает журналистом: Дети часто выбирают специальность, на которую проще или дешевле поступить. Но самое главное, на мой взгляд, человек в 17 лет просто не созрел для того, чтобы определить свое призвание. Как выход могу предложить колледж перед университетом и определение курсе на третьем. Положительно отношусь и к идее работать по распределению после окончания вуза.

Ильдар Рахманкулов, 28 лет, инженер-технолог и переводчик, работает в IT-сфере: Первые два года я работал после диплома в вузе. Оказалось, в то время моя бабушка получала пенсию больше, чем я зарплату. Спасали подработки, которые в конце концов и стали моим основным видом деятельности. Но я готов работать по специальности, если будут платить нормальную зарплату, которая обеспечит меня крышей над головой, едой и одеждой, а также возможностью съездить в отпуск.

Федор Колесов, 29 лет, пиарщик, работает инженером: В своей жизни я кем только не работал: альпинистом, кровельщиком, сммщиком, и вот я инженер. Всегда хотел найти работу по специальности, но меня не брали. Тогда я еще не умел вести себя правильно на собеседованиях. Сейчас задумываюсь о получении еще одного образования в сфере IT, так как мой диплом мне совершенно не пригодился. Считаю, что проблема молодежной безработицы не в системе, а в людях, работу этой системы не понимающих, и в протекционизме, трудоустройстве по знакомству.

КОММЕНТАРИЙ УЧЕНОГО. Замзаведующего кафедрой одного из факультетов КФУ Екатерина ИВАНОВА: Главная причина проблемы - то, что абитуриенты не всегда понимают, куда они поступают. С курса третьего начинают работать не по своему профилю и потом не хотят уходить с насиженных мест. Также существует проблема несогласованности рынка труда и количества (а иногда и качества) выпускаемых кадров. Это происходит из-за стереотипов, сложившихся вокруг какой-либо профессии. Банальный пример: переизбыток юристов и экономистов.

Иногда эти стереотипы могут быть негативными, работодатель может не понимать актуальности такого рода специалиста в наше время. В этом случае вакансии, предназначенные одним выпускникам, занимают люди, которые в конкретной области совершенно ничего не понимают. Пример: узкие специальности, новые для России, к которым наше начальство не успело адаптироваться. Выход - нужно изменить систему, притом не только образования, но и общества в целом. Также в этом вопросе может помочь введение обязательной отработки по распределению. Хороша эта идея еще и тем, что выпускник имеет свободу выбора: отработать нужное количество лет по специальности либо устроиться на ту работу, которую он хочет. Что касается гуманитариев. Я сама из их числа, поэтому своим детям желала бы стать только технарями. Гуманитариям жить сложно. Чтобы оставаться востребованными, им необходимо получить дополнительное образование. Плюс обязательное знание иностранных языков.

news_right_column_240_400