По сути современная компьютерная игра – интерактивный фильм, в котором игрок может принять участие, влиять на развитие сюжета. Стать его героем - сталкером, детективом, пиратом, футболистом, полководцем, мафиози, преступником или жертвой… Здесь представлены все жанры: детективы, ужастики, боевики, приключения. А также интеллектуальные, познавательные игры. Например, можно выстроить город и заниматься его развитием. Кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин не имеет ничего против таких игр:
- Познавательные интеллектуальные игры, несомненно, полезны - они развивают различные нужные навыки, заставляют мысль работать, - утверждает он.
Но считает, что даже у таких игр есть минусы. Во-первых, чем хуже человек реализовался в реальной жизни, тем легче он чувствует себя в виртуальной. Значит, есть опасность, что придуманный мир его затянет. Сколько людей сутками, а то и неделями не выходят из дома, полностью погрузившись в игру. Для них реальный мир становится более иллюзорным, нежели виртуальный. Они живут, чтобы играть, а не наоборот.
- Когда были популярны игровые и интернет-салоны, то и дело объявляли в розыск пропавших на два-три дня подростков. Милиционеры находили их в игровых салонах. Ребята плохо осознавали действительность, не отдавая отчета в том, что засиделись за компьютером. Сейчас в салонах дети уже не пропадают, но не факт, что проблема исчезла. Компьютер теперь есть почти в каждой квартире, и все возможные проблемы скрыты за ее стенами, - считает замначальника отдела ПДН МВД по РТ Татьяна Уксусникова.
Хорошо, что городская статистика еще не знает примера, подобного случаю в Корее. Там молодой человек, проведя за компьютерными играми почти четыре дня без перерывов на еду и сон, умер. Впрочем, такой марафон не выдерживает не только тело, но и душа.
- Без длительного соприкосновения с реальностью происходит деградация души, уход в себя, формируется шизоидность. Заядлый геймер нетерпим к реальности и мнению других людей, - поясняет Рамиль Гарифуллин.
Привычка убивать
Представим, что такой вот нетолерантный геймер подсаживается на боевики и ужастики или некоторые онлайновые командные игры, общий смысл которых «остаться в живых любой ценой». Посмотрите на перечень действий, которые предлагаются на выбор участникам: задушить, изнасиловать, казнить... Представьте, что день за днем человек убивает в игре. Со временем это становится привычкой…
- У людей с пограничной психикой компьютерные игры с агрессивным сюжетом могут восприниматься как руководство к действию, - говорит Татьяна Уксусникова. - Например, в Казани несколько лет назад группа студентов, наигравшись в компьютерные боевики, поздним вечером совершила нападение на двух прохожих и нанесла им тяжкие телесные повреждения. Одного из пострадавших едва удалось спасти. А вот нападение подростка-геймера на незнакомого мужчину закончилось трагически: тот погиб. Парень объяснил свой поступок тем, что хотел проверить «как все выглядит по правде».
Неудивительно, что американский геймер заказал своих родителей киллеру за то, что они конфисковали у него консоль PlayStation. Китайский - убил приятеля из-за виртуального меча. А 18-летний питерский - сымитировал двойное убийство родителей. Защитники компьютерных игр, конечно же, скажут, что их польза в том, что они помогают снять стресс.
- Это только видимость, - возражает Рамиль Гарифуллин. - Алкоголики тоже снимают стресс алкоголем, но почему-то не становятся разумными уравновешенными людьми. Напротив, они деградируют! Стресс у них только накапливается, растет, проблемы усугубляются. Такая же ситуация у геймеров. Потому и возможны срывы в преступлениях. Реальные проблемы надо решать в реальности, а не глушить водкой или виртуальными играми.
Потерянные во времени
А вот это неожиданность: по словам Рамиля Гарифуллина, геймеры и стареют быстрее. Для них время течет стремительнее. Это уже не иллюзия! Вот почему они проводят за компьютером несколько суток напролет, не замечая, как день сменяется ночью. Им кажется, прошло всего несколько часов. Причина, поясняют физики, в специфике времяпровождения геймера - пассивное совершение монотонных однородных действий.
Не случайно тем, кто хочет сохранить молодость, рекомендуют делать свой день максимально мобильным и разнообразным. При активном ритме жизни время как бы растягивается. Совершите, например, недельный тур по Европе. Покажется, что провели в поездке не меньше месяца. Столько получите эмоций, впечатлений, знаний! Приверженцы крайней стороны такого образа жизни - экстремалы. В отличие от геймеров они желают получать максимум разнообразия и острых ощущений в реальной жизни.
Нас делают «овощами»
Не секрет, что «мыльные оперы» - сериалы придуманы для того, чтобы подсадить людей на иглу иллюзорного мира. И, заставив жить жизнью киношных героев, отвлечь от реальных проблем. Эксперимент удался. Со времени внедрения сериалов уровень недовольства широких масс политической и экономической ситуацией в странах упал, хотя ничего в жизни не изменилось. Наверняка компьютерные игры - эквивалент того же «мыла» (только для молодежи), раз их суть - сделать для молодого поколения ирреальную жизнь важнее и интереснее реальной. Общая идея в том, чтобы слепить из нас однородную социально безответственную массу с низким уровнем гражданского самосознания. Таким народом легко управлять. Он слаб и безволен, как овощ на грядке: бери и нарезай.
- Действительно, исчезает социализация общества. Нарушается единство – один из атрибутов духовного общества. Французский философ Жан Бодийяр поэтому назвал современную масскультуру культурой катастрофы, - подтверждает Рамиль Гарифуллин. – Каждый обосабливается в своем мирке, уютно обложившись телевизором и компьютером. Живет по законам иллюзорного мира, перестает замечать реальность. А ведь реальную жизнь никто не отменял. Она течет и меняется! Возникает конфликт между реальностью и обществом, которое из создателя превратилось в наблюдателя.
Противоречие принимает порой странные и даже страшные формы. Например, теракт в Нью-Йорке 11 сентября. Почему американцы допустили это, хотя были предупреждены о готовящемся теракте? Потому что потеряли связь с явью. Они столько раз видели эту катастрофу в виртуальном мире, что оказались не способны сопоставить ситуацию с реальностью и защититься, хотя имели возможность. Американцы так давно и благополучно пребывали в своем иллюзорном мире, что просто забыли: существует иная действительность. Поэтому, когда реальность ворвалась в их жизнь таким страшным образом, они были так потрясены и растеряны. Заметьте, с терроризмом мы успешно боремся только в компьютерных играх да в кино. Вот это действительно опасная РЕАЛЬНОСТЬ.