- Гузель Минзановна, в последнее время можно наблюдать некую мышиную возню вокруг подростковых клубов. Они как-то внезапно друг за дружкой стали закрываться...
- Дело в том, что в этом году наше учреждение, в ведомстве которого находятся все городские подростковые клубы, проходит плановую проверку Роспотребнадзора. Согласно федеральному постановлению от 2003 года дети школьного возраста не могут заниматься в клубах, расположенных в подвалах и на цокольных этажах. Под этот запрет в Казани попали «Крепыш», «Луч», «Юниор» и «Факел».
- Но почему постановление вышло в 2003 году, а предписания Роспотребнадзора начали выполнять в 2011-м?
- У меня нет объяснений. Сегодня к моим основным обязанностям добавились посещения судебных заседаний. Хожу, доказываю право на жизнь наших клубов.
- Как отражается проверочный процесс на посетителях клубов?
- Очень болезненно для детей, их родителей, дедушек и бабушек. МУ «Подросток» в Казани ведет работу с ребятами, находящимися в трудной жизненной ситуации, состоящими на учете в милиции. К нам приходят дети из семей с небольшим достатком - занятия-то бесплатные. Если клуб закроется, дети уйдут в подъезды. Где им еще встречаться, играть, заниматься спортом? Новые спорткомплексы – это просто замечательно, но давайте будем объективны. Неужели 7 - 8-летний школьник из небогатой семьи с улицы Тукая поедет в тот же самый «Ватан», расположенный в другом районе на улице Бондаренко? Ему нужен сопровождающий, а это стоит денег.
Даже если ребенок ничем не занимается, клуб – это палочка-выручалочка для мамы. Не успевает она, допустим, вовремя вернуться с работы домой. А сын в это время у нас с пользой и интересом проводит минуты, а то и часы ожидания. Он не замерзнет, над ним никто не надругается. У нас такой принцип: «Дверь открыта - заходи!» Демократия - не хочешь заниматься, силой никто не заставит, но могут заинтересовать. Даже если вечером в клубе квартирного типа всего 5 - 6 детей, я считаю существование подросткового клуба оправданным. Затраты на один такой клуб в год всего около 54 тыс. рублей.
- Означает ли, что эти четыре клуба закроются насовсем?
- Роспотребнадзор может приостановить работу клуба всего на пять дней. Дальше суд. Как уже говорила, я весь январь потратила на суды. Впереди слушание в Вахитовском суде. Судьи прекрасно понимают, что ответчиком выступают социальные учреждения. Знают, насколько они нужны, и готовы разрешить работу клубов после исправления недостатков. Но первый пункт требований - вывести детей из подвала и цокольного этажа. Но выводить-то некуда! Подходящие помещения найти в Казани очень сложно.
- Если придется освободить помещения, какова их дальнейшая судьба?
- Мы должны вернуть их в комитет земельных и имущественных отношений. Им найдут другое применение.
- У вас есть решение выхода из этой сложной ситуации?
- Есть! Понимаем, что закон есть закон, а «Подросток» - подведомственное учреждение комитета по делам детей и молодежи. По уставу мы должны работать не только с детьми школьного возраста, но и с молодежью. Чтобы сохранить эти клубы за «Подростком», мы их безболезненно перепрофилируем на работу с 18-летними. Тем более что создавались они в 90-е годы прошлого столетия, когда молодежь качалась в подвалах на силовых тренажерах. Что касается клуба «Факел», мы не согласны с предъявленным обвинением Роспотребнадзора. Он находится не в цоколе, а на первом этаже. «Факел» на улице Окольной, надеюсь, будет работать для детей. По крайней мере, это станет известно через два месяца после повторной проверки.
- Кто в силах помочь вам в этой непростой ситуации?
- Надежда на глав районных администраций. К их чести, они в курсе наших проблем и ищут подходящие помещения. Может помочь и городская власть. С приходом на пост мэра Ильсура Метшина я была несказанно рада его вниманию к подростковым клубам. В 17 из 50 стали делать капитальный ремонт, превратив некоторые из ветхих сараев в детские дворцы. Многие отреставрированные клубы успели открыться до кризиса. Буквально на прошлой неделе исполком Казани приступил к ремонту клуба «Лидер» Вахитовского филиала.
Финансовые сложности города, связанные с кризисом, потихоньку уходят. В идеале - при строительстве нового микрорайона на первом этаже одного из жилых домов сразу выделить место для подросткового клуба. Нельзя же все время думать только о коммерции! Потерянные для общества дети перевесят любые финансовые затраты.
P.S. Хоккеист «Ак Барса» Дмитрий Обухов начинал свою спортивную карьеру в клубе «Ракета». Чемпион мира по боксу Вадим Токарев – воспитанник клуба «Цудзуки». Алиса Галлямова первые ходы на шахматной доске делала в клубе «Прометей». И сколько еще будущих знаменитостей подрастает! Возможно, весь мир узнает о бронзовой победительнице России по вольной борьбе Наргиз Карымовой, которая занимается в «Олимпийце». К Универсиаде-2013 готовится Регина Салихова из того же клуба. Она в составе сборной России по вольной борьбе.
КСТАТИ. В Кисловодске открываются различные секции, в которых ребята могут заниматься совершенно бесплатно. Желающих оказалось так много, что сейчас муниципальные власти думают, где искать дополнительные помещения, чтобы расширить кружки. А подростки уже строят планы на лето, когда можно будет заниматься на открытом воздухе прямо во дворах.