В "Икарус" залезает бабка с двумя мешками пустых бутылок. На расспросы кондуктора пенсионерка отвечает:
"В центр везу: там дороже принимают. Лишние десять рублей не помешают".
По словам начальника отдела организации городских мероприятий управления торговли Казани Татьяны Шишкиной, на сегодня в Татарстане государственных пунктов приема стеклопосуды нет. Еще в начале 90-х годов Кабинет министров РТ принял постановление, после которого стоимость тары стала входить в стоимость товара. Связано это было с тем, что содержать пункты приема стеклянных емкостей стало нерентабельно.
Однако сегодня при желании сдать пустые бутылки в Казани не проблема. То, что было нерентабельным для государства, попало в поле зрения частников.
В городе стали активно появляться открытые площадки по приему пустых бутылок. Как оказалось, для открытия подобной приемной точки требуется лишь взять разрешение в администрации района. В остальном же полная свобода действий.
По словам одного бутылочного предпринимателя, цену стеклотары обычно определяет местонахождение открытой площадки. Так, самая ходовая темная пивная бутылка в непосредственной близи казанского Арбата стоит рубль. Если же отойти от Баумана на километр, то там за эту же емкость дадут лишь 90 копеек. В спальных районах она будет оценена уже в 80 копеек.
Дело в том, что у каждой точки своя клиентура. Площадки, расположенные в центре, в основном ориентируются на, так сказать, профессиональных сборщиков бутылок. Завышенная цена здесь окупается большим оборотом. В спальных же районах это простые граждане, которые хотят избавиться от своих стеклянных залежей. Ехать в центр из-за 10 - 20 копеек прибыли им неохота - главное, избавиться.
- Очень часто меня спрашивают, почему водочные бутылки в два раза дешевле пивных, - делится со мной приемщица из Ново-Савиновского района. - А мне-то почем знать - хозяин цены написал, вот я по ним и работаю.
Как оказалось, такое решение предпринимателей связано с затратами на дорогу. Пивные бутылки частники сдают в Казани, а водочные приходится везти в соседнюю Башкирию: "Татспиртпром" отказался принимать собранную у населения стеклотару.
Назвать свой бизнес золотой жилой у бутылочных предпринимателей язык не поворачивается. Доход с площадки по приему стеклотары они именуют скромно: "прибавка к зарплате" - в лучшем случае, по словам бизнесменов, в месяц им удается заработать 3 - 3,5 тысячи рублей. Много это или мало да и насколько реально - вопрос риторический. Но если воспринимать эту "прибавку" как награду за предприимчивость, получается довольно неплохо.
Денис ТИХОНОВ.