Согласно проекту постановления правительства, бензиновый рынок отныне предполагается регулировать административными методами - вплоть до запрета на строительство новых АЗС, не входящих в состав республиканских холдингов.
- Ну что, дождались, кровопивцы? - так и вертелось у меня на языке, когда, ознакомившись с проектом кабминовского постановления об оптимизации рынка нефтепродуктов Татарстана, зашел поделиться "радостной" новостью со знакомым владельцем АЗС на окраине Приволжского района.
Насчет "кровопивцев" - конечно, шутка: я не замечал, чтобы Айдар баловался разбавлением бензина ослиной мочой или прочими повышающими октан компонентами. А вот то, что владельцам независимых "автопоилок", похоже, решили крепко прищемить хвост, было уже далеко не смешно.
- Думаешь, эта бумажка готовится для борьбы с потоками поддельного моторного топлива? - хмыкнул Хузиахметов. - "Татнефтепродукт" с "Татнефтьресурсом" давно проталкивают феньку, будто фальсификат попадает на рынок в основном через вольных бензиновых коммерсантов. Соответственно, нас нужно давить, затруднять доступ к поставщикам-конкурентам "Татнефти".
- Но вы и так контролируете более 40 процентов бензинового рынка Татарстана и Казани, - возразил я. - У "Татнефтьресурса" 160 автозаправок, у "Татнефтепродукта" - 140, независимым продавцам принадлежит 215. Контроль за качеством у вас значительно слабее, чем у республиканских монополистов, а откуда взято топливо - зачастую вообще покрыто мраком.
Впрочем, спорить о качестве бензина - то же самое, что толочь воду в ступе. Где-нибудь на челнинской трассе повышающими октановое число присадками, по рассказам водителей, не брезгуют и в полугосударственных корпорациях. Да и промышленным бензином торгуют все кому не лень - ежемесячно в "Нижнекамскнефтехиме", по данным Минтранса республики, производится более 350 тонн "прямогонки", служащей сырьем для легального автомобильного топлива.
Однако творцы постановления о регулировании топливного рынка республики озабочены далеко не потребительскими качествами бензина. "Дальнейшее неконтролируемое увеличение числа АЗС... приведет к падению объемов реализации и получаемой ими прибыли", - делают вывод авторы кабминовского проекта. "Необходимо упорядочить строительство новых и деятельность уже имеющихся бензозаправок", - конкретизирует планы "по наведению порядка" замминистра экономики Фарит Туктаров. Насчет упорядочения и контроля за деятельностью очень знакомо - главам районных администраций уже настоятельно посоветовали не давать добро на возведение независимых АЗС: то ли власти боятся, что рыночная конкуренция отсеет не вольных коммерсантов, а родные "татнефтевские поилки", то ли опасаются усиления экспансии в республику "ЛУКОЙЛа" и "ЮКОСа" (через тех же независимых продавцов).
Рядовому автолюбителю вроде бы до лампочки, где заправлять машину: у частника или у излюбленных властями корпоративных трейдеров - было бы горючее качественным да цена божеской. Республиканские монополисты в начале года, кстати, уже пытались поднять стоимость бензина - помешало вмешательство премьера и вполне возможное появление относительно дешевого горючего из-за пределов республики. Не потому ли Минтранс Татарстана чуть ли не силой заставляет автотранспортников Казани пользоваться услугами исключительно корпоративных АЗС, грозя ослушникам мощным прессингом налоговых и правоохранительных органов?
Но если число независимых автозаправок сократится хотя бы на треть, к лету, по мнению экспертов Ассоциации частных владельцев АЗС, цена на топливо может подскочить процентов на 20 - 30. Если ожидаемого кое-кем масштабного удорожания горючего не произошло с 45-процентным ростом акцизов, его можно и организовать. Например, сузив рынок.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.