В России наступает эпоха self made man - людей, которые сделали себя сами. Но классическая американская мечта - открыть свое дело - пока еще не стала российской мечтой.
По подсчетам экспертов Республиканской межведомственной комиссии, в Казани, например, успешно ведут дела не больше пяти процентов из тех, кто ввязался в предпринимательство два-три года назад. Остальные оказались за бортом - многие не только бизнеса, но и нормальной жизни. Почему?
По оценкам экспертного совета при РМВК, до трети казанских предпринимателей подвергались в минувшем году всевозможным проверкам более 10 раз, 65 процентов бизнесменов - по 5 раз. Достается всем: и коммерсантам, и производственникам. Ирина Шарифова, например, арендующая торговую палатку у ЦУМа, жаловалась, что милиция, санэпидемиологи и пожарные заглядывают к ней "на огонек" чуть ли не дважды в месяц. Хотя по принятому еще в августе 2000 г. постановлению Кабмина республики, внеплановые проверки для субъектов малого предпринимательства могут организовываться не чаще двух раз в год и обязательно фиксироваться в книге учета.
А поскольку вести прибыльный бизнес с соблюдением сотен мыслимых и немыслимых правил невозможно, приходится отстегивать. Ильдар Мусин не пожелал раскошеливаться на дополнительный и совершенно незаконный контроль качества собственных нефтепродуктов - лишился крупной партии бензина, приобретенной в кредит. Теперь его АЗС, расположенная на въезде в Казань, по сути, принадлежит кредиторам-поставщикам.
Почему до 40 процентов отечественных бизнесменов работают "в тени", Илья Гайсин испытал на собственной шкуре, когда, задумав расширять дело и приняв трех автослесарей, сел подсчитывать выплаты по ЕСН. Выходило, проще прикрыть мастерскую - тогда хотя бы в минусе не останешься. Стал выплачивать работягам зарплату в конвертах. Как налоговая инспекция вышла на Гайсина - вопрос особый. Но мало ему точно не показалось: пени и штрафы по недополученным бюджетом податям разорили процветавшего авторемонтника на корню. Мастерскую пришлось продать за бесценок, чтобы расплатиться с казной. Город получил новых безработных, бюджет потерял налогооблагаемую базу. Таков результат успешного "снижения" налогов, в результате которого предприниматели в минувшем году почувствовали усиление фискального бремени в 1,5 - 2 раза. Но тяжбы с мытарями - сущие цветочки по сравнению с
Наслышавшись о программе кредитования бизнесменов через Агентство по развитию предпринимательства под 75-процентные гарантии государства, Ильсур Гайнутдинов бросился в КМБ-банк. Там начинающего производителя колбас охладили душем под 30 процентов годовых и обрадовали тем, что физическим лицам гарантий не предоставляют. Куда деваться предпринимателю, уже успевшему приобрести взаймы линию по изготовлению копченостей? Ясно - к ростовщикам. В залог Ильсуру пришлось отдать собственную квартиру. Ладно еще удалось взять в аренду помещение под мини-цех - в реконструкцию полуразрушенного подвала Гайнутдинов вложил не один десяток тысяч рублей. Собственно,
и сыграла с ним злую шутку - фирма-субарендатор выставила Ильсура из подвала, как только тот привел его в божеский вид - хорошо еще оборудование позволили вывезти. Теперь неудачливый колбасник оказался меж двух огней: полукриминальным ростовщикам уже пришлось отдать квартиру, поставщики оборудования требуют возврата средств за колбасную линию - Гайнутдинов с супругой вот-вот лишатся загородной дачи, на которой, за неимением жилплощади, пока обретаются.
Вашего покорного слугу, кстати, приятели тоже уговаривали податься в бизнесмены. Но причин, по которым предпринимателем в нашей стране быть просто опасно, пока слишком много. Так что увольте - оставаться журналистом, ей-богу, спокойнее.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.