... несмотря на то что федеральный центр отбирает у татарстанской казны куда меньше средств, чем она сама - у казанской
На состоявшихся во вторник в республиканском парламенте последних перед пленарной сессией Госсовета бюджетных слушаниях речь, как всегда, шла о непомерных финансовых аппетитах российских властей и плачевном в связи с этим состоянием татарстанского бюджета. Но говорили народные избранники не только о прогнозах наполнения республиканской казны на будущий, 2004 год - многих больше волновал час Х, 2006 год, когда заканчивается действие федеральной целевой программы социально-экономического развития Татарстана. По ней республика получает колоссальные средства - только в 2004 году запланировано поступление почти 12 с половиной миллиардов рублей.
Председатель парламентской комиссии по бюджетно-финансовым вопросам Ильсур Сафиуллин с плохо скрываемыми в голосе нотками Кассандры предсказывал: отмена ФЦП может закончиться крахом финансовой системы Татарстана. Москва забирает у республики 57 процентов налогов, и закрыть образовавшуюся брешь будет нечем. Вторил ему и министр экономики и промышленности Алексей Пахомов: повышение зарплаты бюджетникам привело к тому, что доля оплаты труда составляет в бюджете Татарстана аж 49 процентов - фактически не остается средств ни на развитие производства, ни на одну из республиканских программ.
Понять парламентских и правительственных чиновников в какой-то степени можно - если прибыли нашего бюджета полностью зависят от нефтяных доходов (а следовательно, мировых цен на черное золото) да акцизов на алкоголь, любое нарушение нынешнего финансового статус-кво с Москвой может и впрямь вызвать финансовый кризис. Но народные избранники и менеджеры Кабмина, похоже, подзабыли, что консолидированную татарстанскую казну в будущем году планируется увеличить с 48 миллиардов 294 миллионов рублей до 51 миллиарда 783 миллионов целковых - рост в 1,072 раза. А у Казани в это время бюджетные средства отнимают и уменьшают казну столицы Татарстана на 300 миллионов, всего до 3 миллиардов 619 миллионов рублей. Да и 57 процентов налогов, отбираемых у республики Москвой - ничто по сравнению с процентными отчислениями той же Казани в бюджет РТ: на территории столицы собирается почти 20 миллиардов рублей налогов - фактически в распоряжении города остается процентов 12, не больше.
Так что, кому действительно кричать о крахе финансовой системы - большой вопрос. Но депутатов Госсовета сильнее пугал не этот опасный двойной стандарт в подходе к формированию республиканской и столичной казны, а высокий разрыв между доходами и расходами татарстанского бюджета в будущем году - сколько ни считали правительственные экономисты, а добиться дефицита меньше, чем в 13 процентов, не сумели (напомним, по российскому Налоговому кодексу дефицит бюджетов не может превышать 10 процентов, что, кстати, успешно выполняется в Казани). Превышение порога дефицита на 3 процента (1,5 миллиарда целковых) объяснили увеличением зарплаты работникам бюджетной сферы - хотя тут же выяснилось, что общее повышение окладов составит не обещанные 33, а всего 21 процент.
Да и изменения в налоговом законодательстве вызывают большое напряжение в финансовой системе республики. Депутаты были обеспокоены тем, что отмена льгот по налогу на имущество приведет к росту и без того колоссальных долгов сельхозпроизводителей. На что премьер Рустам Минниханов заметил: 50 процентов податей на имущество поступает теперь в казну Татарстана, введение любых льгот приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.
Из надвигающегося кризиса депутаты нашли три выхода: бороться за пролонгирование федеральной целевой программы, вести переговоры с Москвой об уменьшении отчислений в российский бюджет, изыскивать дополнительные источники доходов. Думается, последний путь наиболее разумен и продуктивен. Но правительственные аналитики настроены скептически: при нынешней модели татарстанской экономики ощутимого роста в ближайшем будущем ожидать не приходится. Что, кстати, вполне объяснимо - если у главного республиканского производителя отнимать почти 90 процентов налогов, заметного увеличения валового регионального продукта Татарстану и впрямь не дождаться.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.