Рыночная аритмия

Наши рынки заметно поредели. Если раньше в торговых рядах яблоку было негде упасть, то сейчас там хоть в футбол играй. Корреспонденты «КВ» отправились в рейд по рынкам Казани, Зеленодольска и Набережных Челнов, чтобы выяснить у продавцов, покупателей и администрации рынков, как ударил кризис по нашей главной национальной особенности?

news_top_970_100

Резеда, продавец мяса, вздыхает:

- Пустота, покупателей мало. Цены и спрос на мясо упали. Поддерживают только постоянные покупатели.

Но продавец цветов Миляуша утверждает, что влияния кризиса не чувствует. Люди как покупали цветы, так и покупают. Солидарен с ней и продавец сухофруктов Ахмет:

- Кризиса нет, он ушел. В прошлом году, да, ощущался. Но в этом продажи идут хорошо, хотя цены стоят на месте.

Вполовину меньше, чем в прошлом году, покупателей у продавцов зелени Катерины и кондитерских изделий Татьяны. По их словам, в основном кризис повлиял на тех, кто и до него еле сводил концы с концами, - на людей с маленькой зарплатой и пенсионеров. Хуже всего сейчас идут дела у продавцов верхней одежды.

- Продаж нет никаких! - вздыхает одна из них, Рушана. - Тупо сидим. Не до обновок - у людей нет денег. И если на Западе цены в кризис падают, то у нас, наоборот, они почему-то растут. Люди стараются экономить, покупая только самое необходимое.

Комментарий директора Центрального рынка Казани Салима Абдулазянова:

- На рынок кризис повлиял посредством увеличения коммунальных платежей и уменьшения спроса. Оборот снизился, покупательная способность населения упала. Рынок стал давать меньше сборов. Выход: чтобы мы выжили, нужно не повышать коммунальные платежи ежегодно, как сейчас, на 30 - 40%.

Московский теряет кадры

Этот рынок раньше был похож на муравейник. Теперь, например, в среду, от его былой оживленности почти ничего не осталось. Покупатели спокойно обходят торговые ряды. Ажиотажа возле павильонов и палаток не наблюдается.

- Вроде бы кризис прошел, но его последствия остались в виде увольнений продавцов, - говорит одна из владелиц палаток Лариса. - Многие лишились рабочих мест. Товар-то никто не берет.

Миляуша Гафарова, продавец бытовой химии, дополняет:

- Бытовую химию уже не покупают про запас, выбирают конкретные товары. Порой целый день мерзнем без толку.

Другие мнения: «Покупатели отдают предпочтение торговым центрам и магазинам, а не рынку. Конкуренция не в нашу пользу», «Мало что удается продать», «Выручка минимальная. Люди просто гуляют по рынку, ничего не покупая».

Комментарий помощника управляющего Московским рынком Ильдара Мортазина:

- Продажи действительно снизились. Мое мнение: виноват не кризис, а череда бесконечных праздников. Цены-то остались прежними. Наша администрация делает все для процветания рынка. Просто в холода – мертвый сезон. Потеплеет - торговля пойдет лучше. И количество новых павильонов, которые мы сейчас открываем, постепенно увеличится.

Чеховские оптимисты

Перед крытым рынком оживленно. Но едва заходишь внутрь, теряешься: там стало так просторно! Полдень, но покупателей продуктов почти нет. У входа продают DVD-диски и цветы. Справа вывески «Книги» и «Мебель». И пустые павильоны вдоль стены. В мясном отделе продавщицы сетуют:

- Какая торговля?! Покупатели без денег ходят и нам жалуются, что зятю, например, год зарплату не дают.

У лотка с овощами и фруктами две бойкие молодушки объясняют, почему сейчас так тяжело работать на рынке:

- Арендную плату повысили почти в два раза. За 1,3 кв. м в месяц приходится платить 11440 рублей! Отсюда и цены поднимаем – выживать-то надо. Кризис только руководителей не колыхнул. А нас трясет как в шторм. Покупатели ругаются, что у народа денег нет, а мы все так дорого продаем.

На улице продавцы, несмотря на весну, закутаны по-зимнему: пуховые шали поверх пуховиков, меховые шапки.

- Сильно ударил по нам кризис! – с горечью отзывается одна женщина. – В январе-феврале торговли вообще не было. Очень трудно набрать выручку даже на место. С нашего тупичка уже двое съехали, - показывает она в сторону пустых палаток.

В каждом торговом ряду 2 - 3 пустые палатки. Они выглядят заброшенно и одиноко. В одной из них пожилая продавщица читает газету.

- Головы оторвать тем, кто этот кризис придумал! – возмущается она. - А коммунальщики еще цены за свои услуги поднимают. Но ничего! Тетя Катя, то есть я, тоже в минусе, но пока работаю.

Другого оптимиста находим в последнем ряду. Усатый мужчина подмигивает:

- Кризисуем, но не сдаемся. Не поверите, но у нас на рынке даже свой хор есть. Мы песни пишем и поем!

Комментарий директора рынка Эмиля Исмагилова:

- У нашего рынка и так было достаточно проблем: нет нормальной парковки, неудобная транспортная развязка, а в кризис они только обострились. Продажи упали в целом на 30%, а платежи за электроэнергию и тепло увеличились. Вот нам и приходится поднимать арендную плату, хотя понимаем, как предпринимателям тяжело. С другой стороны, сейчас меньше препятствий стали чинить контролирующие органы. Каждый рынок функционирует отдельно друг от друга. Хотя и создана рыночная ассоциация, но она не работает. Немного развязало бы руки собственное торгово-закупочное предприятие. В советское время оно было у каждого рынка. Сделать это не позволяют законы. А тем временем вокруг появляется все больше торговых сетей. Уходит народ с рынков!

Челны - проблемная зона

Самый крупный и дешевый некогда рынок «Алан» сейчас являет собой весьма печальное зрелище. Пустые прилавки, скучающие продавцы и редкие покупатели. В основном здесь продают бытовую химию, посуду и ткани. Гораздо меньше стало киосков с одеждой и обувью. Может быть, все дело в том, что большинство продавцов перебрались в теплый павильон? Но и в крытом рынке покупателей мало.

Альфия Ильдусовна, продавец обуви:

- Уступаем, входим в положение покупателей, чтобы не торговать себе в убыток. Многие мои знакомые ушли, не выдержали. А мы все-таки надеемся на лучшее.

Наталья, продавец одежды:

- Закрыли вот Черкизовский рынок – не подумали о простых людях, которым не по карману в магазине одеваться. Сейчас ездим за товаром в Лужники или Люблино – там те же самые продавцы, только все стало дороже. И почти в 1,5 раза повысили арендную плату.

Айдар, продавец одежды:

- Кризис не возник просто так, на пустом месте. Причины более серьезные. В нашем городе проблемы в основном из-за того, что КАМАЗ долгое время стоял. Большинство покупателей – камазовцы, которые либо остались без работы, либо стали меньше получать.

Дарья Александровна, продавец зелени:

- 20 лет проработала на заводе – сократили. Сын – студент, тоже не может найти работу. Мать – инвалид. Пришлось идти на рынок, хотя никогда торговлей не занималась. Зарплата сдельная, выходит очень мало. Но хоть что-то.

КОММЕНТАРИЙ замгендиректора рынка Азата Шарифуллина:

- Положение действительно тяжелое. Текучесть жуткая: торговли-то нет. Работать на рынок приходят в основном бывшие рабочие. Покупательная способность челнинцев резко снизилась. Надежды возлагаем на март – рабочие должны получить зарплату за общественные работы. Думаю, так просто преодолеть последствия кризиса не удастся.

Зеленодольский «обмелел»

Картина рынка удручающая: на месте многочисленных палаток с широким ассортиментом одинокие точки - последние из могикан. А на месте былых очередей - одинокие покупатели с хмурыми лицами. Но продавцы продуктов заявляют, что кризис их не коснулся. Люди как до кризиса, так и во время него хотят есть. Правда, трижды подумают, прежде чем что-то купить.

Татьяна (промтовары):

- Кризис внутри каждого из нас. Это проблема для бизнесменов. А мы как жили, так и живем, считая каждую копейку.

Лилия (одежда и обувь):

- Закупочные цены сильно выросли из-за уровня инфляции. Рынок как был, так и останется. Спрос есть всегда - не голыми же людям ходить? Проблема в том, что наш товар сезонный. И нам нужно уметь лавировать: подбирать нужные размеры, цвета, фасоны. Есть у тебя такая способность – выживешь. Нет - останешься на обочине. Кризис ни при чем. Предприниматель не готов к тому, что на рынке свои законы выживания.

Где же сегодня зеленодольцы предпочитают делать покупки? Мнения покупателей разделились. Одни заявили, что все стараются покупать на рынке. Здесь огромный выбор и свежие продукты. А когда становишься постоянным покупателем, продавец, зная твои предпочтения, может оставить для тебя товар и сделать скидку. Другие утверждают, что рынок за последние годы «обмелел». И на нем особенно остро чувствуется влияние кризиса. Магазин и супермаркет - современный вид торговли. А рынок, мол, ассоциируется с бабушками, продающими картошку.

Комментарий замдиректора Центрального рынка Зеленодольска (муниципального унитарного предприятия «Дары природы») Сергея Савельева:

- Сказать, что у нас совсем плохи дела, нельзя. Выручка прежняя, но достигается она путем постоянного повышения цен. Недавно был очередной большой скачок. На 15% снизился товарооборот. Но за последний год мы не уволили ни одного человека. Сегодня занято 89% арендных мест, что очень неплохо. Многие точки, конечно, закрываются. Но это связано не с кризисом, а с бурным развитием розничной торговли. На мой взгляд, кризис в большей степени повлиял на промышленность и банковскую систему. Мы же пока отделались легким испугом. Рынок - национальная особенность русского человека. За десятки лет сюда протоптана дорожка. Она не зарастает, только по краям немного стирается...

news_right_column_240_400