В таком деле, как моделирование, надо много работать над конструкцией, делая все своими руками, тратя на это массу времени, обдумывая и создавая модель в целом и по частям. Зато сколько радости юным техникам доставляет процесс испытания и участие в соревнованиях! Вот тут-то и рождается любовь к технике, когда видишь, что твоя модель действует и побеждает!
А начинать такую работу с мальчишками можно чуть ли не с первого класса. Вначале они строят простейшие модели из бумаги и картона. Потом - из дерева, фанеры, пластика. Все модели действующие, летающие, и обязательно устраиваются соревнования, на которых у юных техников вырабатывается воля и характер. И так много лет, только модели все усложняются, требуют уже некоторых знаний аэродинамики, технологии производства. У ребят вырабатывается аккуратность и культура труда.
Главное, что через два-три года мальчишки, попавшие к умелому наставнику-педагогу, прикипают к технике и уже не мыслят себя вне кружка. Еще через год-другой, юношами, овладевают всеми инструментами, запросто работают и на станках, делая те или иные детали из металла. Тренируются, учатся вместе со своим самолетиком «летать». Потом выступают на стартах, где не только разбивают и чинят модели, но и побеждают с ними на многих, в том числе и всероссийских (а до 1990-х годов - на всесоюзных) соревнованиях, устанавливают рекорды страны и мира.
Каждый из этих ребят - будущий классный специалист, фанат авиации. Многие из них стремятся попасть в авиаучилища и авиаинституты, где их лидерские качества и большая практика моделирования самолетов и планеров помогают осваивать специальные знания, а впоследствии способствуют быстрому профессиональному росту.
Мой старший товарищ по кружку Наиль Мубаракшин стал мастером спорта СССР, закончив КАИ. Сейчас он замначальника филиала авиационного КБ П.О.Сухого в Комсомольске-на-Амуре.
Таких примеров сколько хотите. Вспомним хотя бы нескольких наших с Вячеславом Титловым учеников-кружковцев с 1960-х годов:
Ильдар Якупов - главный конструктор авиафирмы;
Игорь Кирпичников - летчик-вертолетчик, орденоносец;
Вячеслав Маркелов - летчик-истребитель;
Игорь Морозов - летчик, командир экипажа самолета Ту-154;
Ильфат Зиганшин - летчик-истребитель;
Ильдар Мухаметзянов - летчик казанского аэроклуба.
И нынешние моделисты нас и страну порадовали, установив за последние четыре года 43 рекорда России. Среди них Станислав Черемисов - рекордсмен РФ, закончил КАИ, работает инженером-конструктором в авиафирме; Артур Сабитов - рекордсмен РФ, уже второкурсник КАИ.
А наш юный ас Андрей Сабадаш пока еще школьник, но установил только в 2012 году шесть рекордов России, один из которых превысил мировой! Его радиоуправляемая модель самолета с электродвигателем - электролет, пролетела 84 км 600 м, показав лучший результат в мире по дальности полета с возвращением на старт. Материалы об этом достижении посланы в ФАИ - Международную авиационную федерацию, для регистрации и утверждения рекорда как мирового.
Часть из наших мальчиков имеют патенты на изобретения, в том числе в области авиации. Здесь положительно сказалось и привлечение к работе с ними взрослых патентоведов и изобретателей с производства.
Конечно, рекорды и призовые места на соревнованиях не самоцель, а средство для воспитания у ребят - будущих летчиков-командиров, инженеров и конструкторов, организаторов производства, лидерских качеств, привычку не довольствоваться достигнутыми результатами, испытывать настоящую гордость за страну, желание ее защищать. Это и называется патриотизмом! Думается, что в условиях нынешней школы и внешкольных учреждений выработать эти качества трудно, тем более что с техническим творчеством теперь дела обстоят неважно. Оно в наше время не в почете, сокращено в разы под предлогом оптимизации и экономии.
Вместо эпилога
В полезности и важности работы с детьми и молодежью техническим творчеством с малых лет сомневаться не приходится. Ведь из этих ребят получаются настоящие специалисты в технике вообще и авиации в частности, столь необходимые в условиях объявленной в России модернизации экономики. Потому и нужно немедленно браться за дело. Вот мои конкретные предложения:
- возродить в полном объеме кружковую работу с юными техниками в ДОСААФ, в образовательных учреждениях, профтехучилищах, суворовских и нахимовских училищах;
- возродить курсовую подготовку руководителей кружков в ДОСААФ и учреждениях образования, занимающихся подготовкой и переподготовкой специалистов и работников допобразования;
- для привлечения ценных кадров - мужчин - на работу в таких кружках предусмотреть следующие меры: достойная зарплата (на уровне госчиновников районного и городского масштаба); приравнивание их к рангу учителей для получения тех же льгот; введение нового звания - «Заслуженный (народный) педагог РФ (РТ)»; предоставление ведомственных квартир с условием отработки за 5 - 10 лет;
- для повышения статуса ДОСААФ присвоить ему имя трижды Героя Советского Союза А.Покрышкина, 100-летие которого отмечается в этом году.
Недавно, узнав о наших достижениях в техническом творчестве, нас пригласили в минпромторг на итоговую коллегию министерства, где наши мальчики-рекордсмены покажут модели и расскажут о полетах.
А начинать такую работу с мальчишками можно чуть ли не с первого класса. Вначале они строят простейшие модели из бумаги и картона. Потом - из дерева, фанеры, пластика. Все модели действующие, летающие, и обязательно устраиваются соревнования, на которых у юных техников вырабатывается воля и характер. И так много лет, только модели все усложняются, требуют уже некоторых знаний аэродинамики, технологии производства. У ребят вырабатывается аккуратность и культура труда.
Главное, что через два-три года мальчишки, попавшие к умелому наставнику-педагогу, прикипают к технике и уже не мыслят себя вне кружка. Еще через год-другой, юношами, овладевают всеми инструментами, запросто работают и на станках, делая те или иные детали из металла. Тренируются, учатся вместе со своим самолетиком «летать». Потом выступают на стартах, где не только разбивают и чинят модели, но и побеждают с ними на многих, в том числе и всероссийских (а до 1990-х годов - на всесоюзных) соревнованиях, устанавливают рекорды страны и мира.
Каждый из этих ребят - будущий классный специалист, фанат авиации. Многие из них стремятся попасть в авиаучилища и авиаинституты, где их лидерские качества и большая практика моделирования самолетов и планеров помогают осваивать специальные знания, а впоследствии способствуют быстрому профессиональному росту.
Мой старший товарищ по кружку Наиль Мубаракшин стал мастером спорта СССР, закончив КАИ. Сейчас он замначальника филиала авиационного КБ П.О.Сухого в Комсомольске-на-Амуре.
Таких примеров сколько хотите. Вспомним хотя бы нескольких наших с Вячеславом Титловым учеников-кружковцев с 1960-х годов:
Ильдар Якупов - главный конструктор авиафирмы;
Игорь Кирпичников - летчик-вертолетчик, орденоносец;
Вячеслав Маркелов - летчик-истребитель;
Игорь Морозов - летчик, командир экипажа самолета Ту-154;
Ильфат Зиганшин - летчик-истребитель;
Ильдар Мухаметзянов - летчик казанского аэроклуба.
И нынешние моделисты нас и страну порадовали, установив за последние четыре года 43 рекорда России. Среди них Станислав Черемисов - рекордсмен РФ, закончил КАИ, работает инженером-конструктором в авиафирме; Артур Сабитов - рекордсмен РФ, уже второкурсник КАИ.
А наш юный ас Андрей Сабадаш пока еще школьник, но установил только в 2012 году шесть рекордов России, один из которых превысил мировой! Его радиоуправляемая модель самолета с электродвигателем - электролет, пролетела 84 км 600 м, показав лучший результат в мире по дальности полета с возвращением на старт. Материалы об этом достижении посланы в ФАИ - Международную авиационную федерацию, для регистрации и утверждения рекорда как мирового.
Часть из наших мальчиков имеют патенты на изобретения, в том числе в области авиации. Здесь положительно сказалось и привлечение к работе с ними взрослых патентоведов и изобретателей с производства.
Конечно, рекорды и призовые места на соревнованиях не самоцель, а средство для воспитания у ребят - будущих летчиков-командиров, инженеров и конструкторов, организаторов производства, лидерских качеств, привычку не довольствоваться достигнутыми результатами, испытывать настоящую гордость за страну, желание ее защищать. Это и называется патриотизмом! Думается, что в условиях нынешней школы и внешкольных учреждений выработать эти качества трудно, тем более что с техническим творчеством теперь дела обстоят неважно. Оно в наше время не в почете, сокращено в разы под предлогом оптимизации и экономии.
Вместо эпилога
В полезности и важности работы с детьми и молодежью техническим творчеством с малых лет сомневаться не приходится. Ведь из этих ребят получаются настоящие специалисты в технике вообще и авиации в частности, столь необходимые в условиях объявленной в России модернизации экономики. Потому и нужно немедленно браться за дело. Вот мои конкретные предложения:
- возродить в полном объеме кружковую работу с юными техниками в ДОСААФ, в образовательных учреждениях, профтехучилищах, суворовских и нахимовских училищах;
- возродить курсовую подготовку руководителей кружков в ДОСААФ и учреждениях образования, занимающихся подготовкой и переподготовкой специалистов и работников допобразования;
- для привлечения ценных кадров - мужчин - на работу в таких кружках предусмотреть следующие меры: достойная зарплата (на уровне госчиновников районного и городского масштаба); приравнивание их к рангу учителей для получения тех же льгот; введение нового звания - «Заслуженный (народный) педагог РФ (РТ)»; предоставление ведомственных квартир с условием отработки за 5 - 10 лет;
- для повышения статуса ДОСААФ присвоить ему имя трижды Героя Советского Союза А.Покрышкина, 100-летие которого отмечается в этом году.
Недавно, узнав о наших достижениях в техническом творчестве, нас пригласили в минпромторг на итоговую коллегию министерства, где наши мальчики-рекордсмены покажут модели и расскажут о полетах.