Чай, приправленный азотом
- Но почему же? Разве не вы говорили о том, что вода проходит обработку на водозаборных станциях и отвечает всем санитарно-гигиеническим нормам?
- Это так, - соглашается Анатолий Иванов. - Эффект очистки достигает около 92%, это хороший показатель. Но не забывайте о том, какую долгую дорогу проделывает вода с водозаборной станции до крана. Это километры пути по плохой водопроводной сети, изношенность которой составляет процентов 50. Идя по трубам, вода насыщается ржавчиной. А когда расход воды увеличивается и давление падает, начинается подсос снаружи через трещины азотистых соединений, нитратов, нитритов; возможна микробная обсемененность, проникновение вирусов гепатита и брюшного тифа. Хотя таких случаев у нас пока, к счастью, не было, а вот в других городах - да. Вот поэтому никогда не пейте водопроводную воду, не прокипятив ее!
Как оказалось, имеет значение и качество самих источников, из которых вода поступает на водозаборные станции. 70% казанской водопроводной воды составляет волжская, которая в народе славится мягкостью, а среди экологов и эпидемиологов - загрязнением соединениями азота, марганца и меди, а также наличием органики. Входя в реакцию с хлором, они образуют опасные для здоровья хлорорганические соединения. Кроме того, излишне мягкая вода нарушает усвоение йода щитовидной железой. Воду из волжского водозабора получают Вахитовский, Кировский, Московский, Ново-Савиновский и частично Советский, Приволжский и Авиастроительный районы. Остальное население пользуется централизованным водоснабжением из подземных источников, в которых в 2005 году по санитарно-химическим показателям (общая жесткость) было выявлено 19% неудовлетворительных проб. Особенно не повезло Дербышкам, где вода повышенной жесткости - Анатолий Васильевич называет такую воду мертвой. Она грозит вымыванием кальция и фосфора из костей, развитием пористости костей и остеопорозом.
Но в целом подземная вода считается чище волжской.
Не надо забывать и о том, что некоторые жители в Казани берут воду из колонок, которых осталось еще немало в районе Калуги, в Аметьево и других старинных местечках города - такая вода нередко отличается неудовлетворительными микробиологическими показателями.
Будем пить воду подземную или хлорированную?
Ясно, что городская система водоснабжения нуждается в капитальном переустройстве, и многие специалисты полагают, что оно должно выражаться в полном переходе Казани на подземные источники водоснабжения как наиболее экологически чистые и защищенные от загрязнения. И они есть. Но, по данным Минэкологии РТ, крупные запасы месторождений пресных подземных вод, разведанных для водоснабжения Казани, остаются невостребованными. А они велики и достаточны для перевода системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземные. Кстати, те подземные источники, которые используются для городского водоснабжения сейчас, работают на неутвержденных запасах воды (Акинский, Авиастроительный, Азинский, Танкодром) - а это значит, никто не знает, сколько еще осталось там этой воды.
Впрочем, в этом году была принята Программа улучшения водоснабжения и водоотведения г. Казани до 2010 года, согласно которой предполагается ввести столбищенское месторождение пресной подземной воды. А в целом предлагается два варианта: перейти на преобладание подземных вод с подпиткой волжской водой и наоборот.
- Скорее всего, выберут второй вариант, так как модернизировать волжский водозабор, хотя ему 60 лет, дешевле, чем осваивать подземные воды. Хотя как врач я склоняюсь к первому варианту, так как подземные воды чище и их можно не хлорировать, как на Азинском водозаборе, - такова точка зрения главного специалиста отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания ТУ Роспотребнадзора по РТ Марины Липинской.
Так или иначе, а в программу включены мероприятия по замене хлорирования на ультрафиолетовое облучение воды на Волжском водозаборе (такая вода считается более живой, естественной). Однако полностью хлорирование не отменят.
- УФ-облучение будет применяться на первом, то есть предварительном, этапе обеззараживания, а на втором останется хлорирование, поскольку оно является пока единственным способом, обеспечивающим микробиологическую безопасность воды в любой точке распределительной сети благодаря эффекту последействия. Он заключается в том, что молекулы хлора сохраняют свою активность по отношению к микробам и угнетают их ферментные системы на всем пути следования воды по водопроводным сетям - от водозабора до каждого потребителя, - поясняет Марина Липинская.
Ну что ж, посмотрим, каковы будут тогда показатели чистоты (или все же загрязненности?) водопроводной воды. А пока все же воспользуйтесь советом профессора Иванова - не пейте некипяченую воду из-под крана. Расстройство желудка не исключается. А новая инфекционная больница у нас в строй пока не введена...
Светлана ГОРДЕЕВА
Куда обратиться, чтобы узнать качество воды из-под крана?
Если текущая из крана вода оставляет на раковине ржавые потеки, а при отстаивании или нагреве приобретает желтоватую окраску, значит, в ней находится большое количество растворенного железа и марганца. Когда пьешь такую воду, во рту может даже ощущаться металлический вкус. Если воду из-под вашего крана вы определяете как жесткую, скорее всего, она насыщена солями кальция и магния. Обычно при такой воде образуется осадок, на посуде для кипячения - накипь, а на поверхности мойки - белесые разводы.
Присутствие в воде органических веществ, остаточного хлора и сероводорода по внешнему виду не определишь. Но они придают воде неприятный привкус, запах и цветность - так называемые органолептические показатели. Узнать точный - с учетом до 40 показателей! - состав вашей воды можно, конечно же, только путем лабораторного анализа. Такой анализ платно делают в ФГУ Центр гигиены и эпидемиологии в РТ по ул. Межлаука, 22. А вот если вы считаете, что ваша вода слишком странная по цвету, запаху и вкусу и в ней явно присутствуют посторонние включения вроде хлопьев ржавчины, то можете обратиться с жалобой в ТУ Роспотребнадзор по РТ на Б.Красной, 30. Специалисты бесплатно сделают анализ воды на органолептические показатели. Но, как показывает практика, чаще всего подозрения не оправдываются.