Пока школа вписывается в рынок, казанские родители выбирают семейное обучение

Большинство родителей казанских первоклашек-2010 уже определились, в какую школу пойдет их ребенок 1 сентября. Но среди мам и пап есть те, кто принял твердое решение не отдавать свое чадо ни в одну из них! Закон предоставляет им такую возможность.

- Почему вы приняли такое решение?

- Мы начали искать хорошую школу года за три до поступления. Сформулировали, что хотели бы получить от нее. Познакомились с государственными и частными, обычными и престижными школами. На наш взгляд, современная школа заботится о своем выживании в условиях рынка. Но мы считаем, чем меньше рыночных элементов в образовательном учреждении, тем лучше для детей. Учитель и директор школы должны работать не ради того, чтобы понравиться родителю-клиенту, а согласно законам педагогического процесса. Нам такой школы найти в Казани не удалось.

- Кто обучает ребенка?

- После того как наши знакомые узнали, что мы выбрали семейное образование, у нас нашлись единомышленники. Сейчас вместе с нашим ребенком занимаются еще четверо детей. Русский язык, математику, «Окружающий мир», технологию, татарский язык ведет моя супруга. Она же учит детей играть на флейте и рисовать. Уроки физкультуры ведет мама одной из девочек. На уроки английского языка приглашаем хорошего учителя. У нас есть свой сайт familylearning.narod.ru, где можно найти дополнительную информацию о том, как проходит образовательный процесс.

- Школа - это не только передача знаний, но и социальная адаптация. Не боитесь, что в будущем ребенок не сможет адаптироваться к учебе в вузе и работе в коллективе?

- Мы ставим перед собой задачу научить ребенка конструктивному общению. Умению взаимодействовать с представителями различных социальных слоев. Подчиняться и руководить, строить отношения на равных. Учителям важно работать над формированием социальных навыков детей. Но надо понимать, что только присутствием ребенка в коллективе социальные навыки не развиваются. Пример такой социальной адаптации рассмотрен в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Как мы развиваем эти навыки? Наши дети посещают фольклорный коллектив, где учатся выступать на сцене и взаимодействовать с другими участниками коллектива для достижения общей цели.

- Рядом всегда родные любящие люди, никто не контролирует - не расхолаживает ли это ребенка и родителей-учителей?

- Мы проводим занятия сообща ежедневно по будням с восьми утра. Расписание четкое. Поскольку детей немного, то родитель, который ведет урок, имеет возможность контролировать уровень знаний, умений и навыков, которыми обладают дети. Результаты контроля заполняются в виде таблиц. Мы анализируем их, чтобы понять индивидуальные особенности ребенка. Потом совместно решаем, как работать с ним дальше.

- Каждому гражданину РФ гарантируется бесплатное основное общее образование - расходы по обучению берет на себя государство. Компенсируют ли вам эти затраты?

- По закону родителям, которые дают образование ребенку в семье, предусмотрены выплаты. Но в управлении образования нам сообщили, что такие расходы не запланированы. Поэтому мы не получаем этих денег. Хотя, насколько нам известно, в Москве такие выплаты родители получают. Еще мы слышали, что в столице России более 2000 детей учатся в семье.

ПРИЧИНЫ. За рубежом семейное образование выбирают в основном семьи религиозные. Родители не хотят, чтобы светские взгляды пошатнули веру детей. В России тоже есть такие, часто многодетные, – они предпочитают пройти курс школьной программы дома. Однако семейное обучение все больше выбирают еще и те, кого не устраивает качество российского среднего образования. Причин несколько. Во-первых, супругов не устраивает форма преподавания и подача материала ребенку. В разговоре с автором этих строк мамы и папы упоминали о профессиональной деформации российского учителя, получающего мизерную зарплату за свой тяжелейший труд. По их мнению, перед детьми в классе стоит человек с полным отсутствием мотивации к своей работе.

КСТАТИ. Семейное образование не нужно путать с домашним обучением. Во втором случае к ребенку, который по состоянию здоровья не может ходить в школу, учителя приходят на дом.

- Систему не исправить, - уверяют родители. - Но выход есть.

Во-вторых, мам и пап не устраивает система родительского «финансирования» школы. Многочисленные взносы в попечительские советы и фонды. В-третьих, эти родители считают, что, родив ребенка, ты берешь на себя полную ответственность, которую нужно нести ежеминутно. Перекладывать ее на чужие плечи нельзя! В случае семейного образования родители несут ответственность в полной мере. Сохраняется преемственность поколений. Ребенку прививаются моральные качества и общечеловеческие ценности - таково мнение прибегнувших к семейному обучению.

ЗАКОН. «С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната», - говорится в законе об образовании в РФ. Механизм семейного обучения обычно такой: ребенок прикрепляется к школе, заключается двусторонний договор, в котором прописаны все детали обучения. Учащийся осваивает общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье с периодической отчетностью – приходит сдавать лабораторные работы, экзамены. А в 9-м и 11-м классах его так же, как и сверстников, ждет государственная итоговая аттестация.

МНЕНИЕ МАМЫ. Лидия Карловская тоже выбрала для своего ребенка форму семейного обучения.

- По месту жительства мы относимся к одной из элитных казанских школ, - говорит она. - Мы пришли туда на собеседование, сходили несколько раз на подготовку, пообщались с детьми и родителями и поняли, что нам не нужна такая школа. Там ранние нагрузки, бешеный темп и переполненные классы. К тому же нам не разрешили познакомиться с учителем, который берет класс, объяснив, что еще нет твердого распределения учителей. А ведь от первого учителя зависит очень многое. И то, как ребенок будет учиться, с каким настроением ходить в школу. Проявит ли он интерес к предметам и как сложатся отношения с одноклассниками.

Еще меня насторожило отношение учителей и руководства той школы. Их интересуют взносы в попечительский совет, «умение детей быстро читать до школы и идти впереди учителя». Насторожили разговоры об участии в школьном эксперименте. И о том, что очень сложная программа для начальных классов. А вот доброго отношения к детям я не увидела. Поэтому, взвесив все «за» и «против», пришла к решению, что психологическое и физическое здоровье моего сына важнее мнимого престижа. Я хочу, чтобы мой ребенок прежде всего был счастливым и здоровым. Развил заложенные в нем таланты, жил осознанно, а не по шаблонам - в погоне за очками, голами, секундами.

ВЫВОД. Семейная форма образования относительно новая. Мы не можем точно предугадать, как она отразится на будущем российских хоумскулеров. Но увеличение числа семей, в которых родители отказываются сажать ребенка на общую школьную скамью, еще раз напоминает: качество образования и атмосфера обучения в российской школе не отвечают требованиям дня. Несмотря на реформы, наша школа – достояние прошлого строя. Она все еще не может определиться, куда идет и кого готовит. Вклинившиеся элементы рыночных отношений не могут трансформироваться в отеческое отношение к детям. Тогда стоит ли удивляться появлению родителей-энтузиастов, готовых большую часть своей жизни посвятить обучению и воспитанию своих детей? Они выбрали другой путь во имя ответственного отношения к ребенку. Наверное, потому, что современная школа его предоставить не может.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Ольга Лазебникова, главный специалист по учебно-воспитательной работе управления образования Казани:

- В первом полугодии 2009/2010 учебного года 133 юных казанца обучались в семье. Нужно отметить, что к форме семейного образования прибегают не только в том случае, когда родителей не устраивает, например, качество школьного. Бывает, семьи уезжают за границу или в командировку. Ребенок в это время учится в семье, а потом вновь возвращается в школу. Каждый такой случай индивидуальный. Однажды ребенок не подтвердил знания. Тогда договор расторгнули, а он вернулся в школу. Схема, когда ребенок получает знания в школе, а потом закрепляет их дома, работает лучше.

Говорить, что казанские школы отказываются оформлять ребенка на семейное обучение, тоже неверно. Родители сначала должны написать заявление и отнести его в школу. Она на это заявление обязательно должна отреагировать. С вопросами правового характера к нам в управление обращаются часто. Мы помогаем родителям разобраться в той или иной ситуации.

КСТАТИ. В этом году в первый класс в Казани пойдут 10865 ребятишек - на 679 больше, чем в прошлом году.

КВ
Лента новостей