Станет ли ВТО шоком для Татарстана?

В Казани на прошлой неделе состоялась восьмая международная выставка Энергетика. Ресурсо-сбережение. На Казанской ярмарке прошла череда мероприятий на эту тему: специальное заседание правительства Татарстана, международные выставка, симпозиум и конференция в рамках энергодиалога Россия - Евросоюз.

news_top_970_100

Во имя жизни после нефти

Татарстан свыкается с мыслью, что нужно жить так, будто бы у нас кончилась нефть. А есть ли жизнь после нефти? Ответ на этот вопрос видится в следующей наглядной цифре: потенциал энергосбережения в России соизмерим с потенциалом новых разведанных запасов углеводородного сырья и составляет 39 - 47 процентов существующего годового потребления энергии. Об этом сообщил на вышеназванной конференции сопредседатель группы по энергосбережению энергодиалога Россия - ЕС, функционер Минпромэнерго РФ Сергей Михайлов. Почти треть этого потенциала сосредоточена в топливно-энергетическом комплексе, еще 35 - 37 процентов - в промышленности и 25 - 27 процентов - в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проще говоря, в развитых странах при сопоставимых природно-климатических условиях тратится энергии во всех ее видах примерно на 40 процентов меньше, чем у нас.

Проблема в том, что для достижения такой экономии надо столько же, и даже больше, потратить в денежном выражении: на современные технологии - чтобы отправить на металлолом тяжкое наследие эпохи ударных строек, на перелицовку практически всех зданий и коммуникаций - чтобы не грели небо... и т.д. Замах же энергосберегающей программы Татарстана 2000 - 2005 годов был более скромен. Ею предусматривались в основном организационные мероприятия, сводящиеся больше к наведению элементарного порядка, экономии и учету. Тем не менее, по данным Минэкономпрома РТ, за эти годы энергоемкость валового регионального продукта в Татарстане снизилась на 28 процентов, тогда как планировалось снижение на 17 процентов.

Затем настало время принятия новой программы на последующее пятилетие, одной из главных задач которой названы модернизация промышленности, повышение ее конкурентоспособности и интеграция в мировую экономику. И назван документ был уже конституцией ресурсоэффективности, и получил он статус закона. В результате реализации новой программы энергоемкость ВРП в Татарстане к 2010 году должна снизиться относительно 2004 года на 14 процентов, материалоемкость продукции - на 6,25 процента. При росте за этот период ВРП на 39 процентов потребление энергоресурсов вырастет лишь на 14 процентов. И вот первые результаты, по информации первого заместителя премьер-министра РТ Бориса Павлова: в промышленности по итогам 2006 года ожидается снижение доли затрат топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в себестоимости продукции на 1,5 процента при одновременном росте объемов производства более чем на 7 процентов.

Нефть, конечно же, останется основой благополучия Татарстана еще не один десяток лет. Другое дело, что добывать ее будет все сложнее и затратнее, а качество сырья продолжит ухудшаться. Сегодня неадекватно высокие мировые цены на нефть дают хороший шанс вложиться в передовые технологии, которые завтра могут стать основой безбедного будущего.

 

Поезд с Финляндского вокзала

Для прорыва в деле энерго- ресурсосбережения нужны крупные комплексные проекты при одновременном переходе к технологиям нового поколения. Соответствующее обновление основных фондов позволило бы заодно перейти рубеж экономической безопасности в 50 процентов их морального и физического износа. В России же этот показатель сегодня колеблется в пределах 60 - 75 процентов, в Татарстане - 52 - 55 процентов, а в развитых странах - 25 процентов. Но для начала авторами программы было предложено определить потенциал сбережения через проведение ресурсоаудита. Чтобы сделать это, необходимо повсеместное оснащение современными приборами учета и контроля на всех этапах выработки, передачи и потребления ресурсов. Должны быть установлены стандарты энергопотребления и проведена сертификация энергопотребляющего оборудования.

Если задуманное станут всерьез проводить в жизнь, то выжить смогут лишь те предприятия, кто пройдет шоковую терапию структурной перестройки производства. В этом контексте примечательны слова Минтимера Шаймиева, который заявил на заседании правительства РТ, что «мы стоим на пороге шока перед вступлением страны в ВТО, и это надо осмыслить». Сказав, что «мы можем стать сильнее, если раньше других усвоим предстоящие уроки», он поручил правительству республики создать группу для изучения последствий, которые повлечет для Татарстана будущее членство в ВТО.

Но цивилизованные страны тоже не стоят на месте. Прибывший в Казань содиректор департамента науки, технологий, транспорта и энергетики представительства Европейской комиссии в России Торстен Воуллерт сообщил, что у Евросоюза также есть программа энергоэффективности. Оказывается, европейские страны при всех своих достижениях в этой сфере к 2020 году планируют снизить удельную энергоемкость ВВП еще на 20 процентов. Похоже, удел России - догонять и догонять... При этом Татарстан ставит высокую планку, беря за образец скандинавские страны. Представляя на церемонии открытия выставки посла Финляндии в РФ Харри Хелениуса, Минтимер Шаймиев сказал следующее:

- В 1917 году наши страны разъехались в разных направлениях - можно сказать, с одного вокзала (очевидно, с Финляндского в Петрограде. - А.М.), и теперь по выпуску валовой продукции на душу населения Финляндия является ведущей страной в мире, при этом прекрасно решает социальные вопросы. У этой страны нам есть чему поучиться.

Отметим, так же, как и у Дании. Не зря два года назад во время заседания Кабмина РТ по вопросам энергосбережения в президиуме находился посол Датского Королевства в России Ларс Виссинг. Ведь эта страна была избрана Татарстаном в качестве образца рачительного отношения к энергетическим и природным ресурсам.

 

Казани предложено быть «локомотивом»

Обращаясь к главам муниципальных властей, которые были приглашены на заседание правительства РТ, Минтимер Шаймиев напомнил об их прямой обязанности - энергосбережении в социальной и жилищно-коммунальной сферах, что непосредственно связано с интересами населения, которое ежемесячно платит по счетам. Оказывается, потребление тепловой, электрической энергии и воды на квадратный метр для бюджетных организаций районов Республики Татарстан не снижается. Выборочные обследования показали, что потенциал энергосбережения объектов социальной сферы и здравоохранения составляет около 27 процентов. Может быть, это связано с тем, что данные сферы остались в тени энергосберегающих успехов крупной промышленности, предположил глава республики и предложил Кабмину рассмотреть этот вопрос отдельно. Пока же всем муниципальным образованиям, министерствам и ведомствам предписано в I квартале 2007 года утвердить собственные программы энергоресурсоэффективности.

У Казани уже есть такая программа. Первый заместитель главы Казанского муниципалитета Рафис Бурганов заявил, что ее приоритетами являются именно ЖКХ и социалка. Например, в бюджетных организациях переходят на 100-процентный расчет по приборам учета тепловой энергии и воды, включающий в себя диспетчеризацию потребления энергоресурсов. Для повышения заинтересованности учреждений предполагается оставлять им часть сэкономленных средств, в том числе для премирования сотрудников. Напомним, что год назад Минтимер Шаймиев внес вполне конкретное предложение, «очеловечивающее» республиканскую программу энергоресурсоэффективности с ее безликими цифрами. Он предложил сэкономленные бюджетными организациями средства направлять на повышение зарплаты их работников.

В Казани предусматривается оснащение жилых домов общедомовыми приборами учета и регулирования тепла и воды, утепление жилых домов, а также установка квартирных приборов учета холодной и горячей воды. По словам Рафиса Бурганова, казанцы уже давно поняли выгоду от установки таких приборов. В целом планируется, что общие затраты на реализацию программы энергоресурсоэффективности Казани к 2010 году составят более 1 миллиарда рублей. А ожидаемый эффект от программы - это экономия на общую сумму 1,2 млрд. рублей. На что Минтимер Шаймиев высказал надежду, что Казань станет «локомотивом» в деле энергосбережения, ведь здесь наибольшая концентрация бюджетных объектов и жилья. Главной задачей, по словам Президента РТ, должно быть сдерживание роста тарифов на коммунальные услуги.

У каждой котельной - свой президент

Из выступления замгендиректора ОАО «Генерирующая компания» (входит в холдинг «Татэнерго») Ильгизара Закирова Минтимер Шаймиев выхватил один знаковый момент, который мог бы затеряться в потоке технических подробностей. Он остановил докладчика и попросил еще раз повторить следующее предложение: в результате реализации теплофикационного проекта «Татэнерго» в Набережных Челнах тарифы на тепло для жителей старой части города снизились с 576 до 273 рублей за гигакалорию. То есть вдвое! Речь идет о прокладке тепловой магистрали, которая позволила подать дешевое тепло с теплоэлектроцентрали взамен того, что отпускалось малоэффективными котельными. Глава республики поставил задачу добиться подобного и в Казани. «Почему так долго этому противилась столица республики? - задал вопрос Минтимер Шаймиев и сам же на него ответил: - Потому что у каждой из 129 казанских котельных есть свой президент со своим котлом - вот с какой силой приходилось бороться». Теперь жильцы тех районов, где недавно проложены тепловые магистрали «Татэнерго», требуют подключения их домов к этому потоку дешевой энергии, увы, пока протекающему мимо.

Но, похоже, лед тронулся: недавно состоялось окончательное объединение тепловых сетей «Казэнерго» и «Татэнерго». Теперь решение о переподключении питания казанских домов от квартальных котельных на теплоснабжение от теплоэлектроцентралей в одних руках.

Кстати - о Казанской ТЭЦ-3, что на Жилплощадке. Минтимера Шаймиева в выступлении представителя «Татэнерго» привлек еще один пример - о том, что станция в результате внедрения собственных разработок теперь использует технологическую воду по замкнутому циклу и больше не делает сбросов ни в канализацию, ни в Сухую реку. По словам Президента РТ, это является одним из наглядных примеров того, как можно развивать экономику, не только не усугубляя экологическую обстановку, но и улучшая ее. В этой связи глава республики обратил внимание средств массовой информации на не всегда компетентное освещение экологических проблем. Надо отдать должное - он рекомендовал и руководителям крупных предприятий быть доступнее для прессы, а заинтересованным организациям посоветовал организовать для журналистов специальные курсы.

Конечно же, специализация журналистов - вещь нужная. Но будем реалистами: при той штатной численности литсотрудников редакций и жестком информационном ритме они вынуждены быть специалистами, что называется, «понемногу - обо всем». Симптоматично, что в этом году провалился ежегодный журналистский конкурс на тему энергосбережения по причине того, что для участия в нем было подано лишь 5 заявок. Призы, как обычно, были чисто символические, но престижность конкурса заключалась в том, что лауреатов награждали на заседании правительства в присутствии всего истеблишмента республики. Теперь же есть риск, что к энергосберегающей тематике охладеет и та горстка журналистов, которым даже не удосужились сказать ни «спасибо», ни «извините».

Не поймите «освобожденный труд» буквально

Но вернемся к программе в целом. Подводя итоги заседания правительства, Минтимер Шаймиев отметил, что хотя в ней и идет речь об энергоресурсосбережении, все же на второй составляющей этого слова внимание акцентировать еще не удалось, и это должно стать задачей при подведении итогов 2007 года. Пока же наблюдается инерция, сказал президент. Одновременно он обратил внимание на возможную новую составляющую, которая могла бы появиться в этой программе, - «трудосбережение». Правда, говоря об этом, глава республики допустил оговорку, что данное направление, может, надо рассмотреть отдельно, вне программы. Очевидно, его смущает возможная коллизия, которая при излишне ретивом следовании новому лозунгу может возникнуть с другим требованием руководства республики - повышением зарплаты работников во всех сферах экономики. Это ведь кроме повышения уровня жизни людей еще и один из весомых источников пополнения казны в виде подоходного налога.

А снижение трудозатрат можно посчитать по-разному. В масштабах республики это возможно сделать, пожалуй, только в денежном выражении. Например, в виде удельной доли фонда оплаты труда в себестоимости продукции. Другими словами, чем меньше расходов на работников, тем эффективнее производство? Но весь цивилизованный мир гордится именно высоким процентным уровнем этого показателя. То есть, чем выше эффективность, автоматизация, чем выше внедрение таких программ, как, например, crm проф, тем больше зарплата. Есть и еще один скользкий момент: снижение трудозатрат неизбежно ведет к сокращению рабочих мест на соответствующем участке. Это усугубляется и активным проведением предприятиями политики оптимизации своей структуры. Проще говоря, высокоприбыльные производства улучшают свои показатели, в том числе по зарплате, очищаясь от ремонтных, сервисных, транспортных и т.п. подразделений (аутсортинг), которые в конкурентных условиях вынуждены резко ужиматься. В общем, «освобожденный труд», но только в буквальном смысле. А ведь о тех, кто остается за бортом, нужно позаботиться. И для всего этого, наверное, все же нужна отдельная программа.

Как бы там ни было, премьер-министр Рустам Минниханов дал соответствующее поручение в связи с пожеланием президента на тему эффективности трудозатрат. А там - дело за специалистами, которые, смеем надеяться, подготовят всесторонние предложения со всеми вытекающими последствиями и обязательствами для государства и частных компаний.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100