Судьба берегла их друг для друга

Илья Олейников и Юрий Стоянов отметили двойной юбилей в один день. Дело в том, что народные артисты России родились в один день - 10 июля - с разницей в 10 лет. Илье Львовичу уже 65, а Юрий Николаевич справил 55-летие.

news_top_970_100
Внешне они очень разные, но в судьбах - очень много схожего. Еще в детстве оба решили стать артистами, оба после школы приехали покорять Москву. И оба с первой попытки стали студентами престижных театральных вузов. Оба долгое время были безвестны и не востребованы в профессии, без которой себя не мыслили... Успех пришел к ним одновременно - когда их жизненные пути пересеклись. И точкой пересечения стала телевизионная программа «Городок» - самая «долгоиграющая» юмористическая передача на телеканале «Россия». «Их друг для друга берегла судьба», - считает сын Ильи Олейникова, солист группы «Чай вдвоем» Денис Клявер.
В ожидании «Городка»Илья Олейников родился в Молдавии, в Кишиневе, Юрий Стоянов - совсем рядом, в селе Бородино Одесской области. В кишиневском районе Магала жили ремесленники. Отец Ильи изготавливал шоры для лошадей, мама Клара Борисовна занималась домом и сыном. Родители прикладывали много усилий для того, чтобы воспитать из своего мальчика хорошего и образованного человека. Во многом благодаря их стараниям Олейников и выбился в артисты...
В украинском селе Бородино Николай и Евгения Стояновы (он  - врач, она - педагог) проходили послевузовскую практику. Вскоре семья перебралась в Одессу, и детство мальчика прошло у моря. Юра долго не мог определиться: быть ему режиссером или актером? Благодаря бабушке-билетеру каникулы он проводил в местном кинотеатре. Одаренный мальчик в детстве начал писать стихи, играл на гитаре, занимался фехтованием, учился в кружке киноактера при Одесской киностудии.
После окончания Государственного училища циркового и эстрадного искусства Олейников работал в оркестре знаменитого композитора-песенника Юрия Саульского - «ВИА-66». Потом ушел в «Ленконцерт» артистом разговорного жанра. И даже стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но долгие годы не мог «пробиться» на телевидение. И вот в 1980 году эстрадный номер дуэта «Казаков и Олейников» показали по ящику, он запомнился зрителям фразой: «Вопрос, конечно, интересный», - которая стала крылатой. Но вскоре Роман Казаков умер...
А Стоянов после ГИТИСа попал в питерский БДТ, и сам Георгий Товстоногов дал ему роль Моцарта в спектакле «Амадеус». Но театральная карьера не сложилась... Легендарный режиссер поставил на молодом актере крест.
Как в анекдотеСудьба свела их на творческом вечере в Доме журналиста. В тот вечер Юрий Стоянов исполнял пародию на прославленного актера БДТ Владислава Стржельчика.
- Юра настолько точно передал интонацию Стржельчика, как мог сделать только близкий ему человек! - восхищается Олейников. - Я даже подумал, что это его сын. Помню, пришел домой и сказал жене: «А я сегодня видел сына Стржельчика!»
Вскоре они снова встретились - на съемочной площадке фильма Виктора Титова «Анекдоты». Главный герой фильма попал в сумасшедший дом, пациенты которого мнят себя историческими персонажами. Стоянову досталась роль Александра Второго.
- Вы знаете хоть один анекдот про Александра Второго? - смеется Юрий Стоянов. - Вот и решил, что роль провальная. В результате я произнес всего одно слово - зато какое! Это слово «чудак»... но на букву «м». И стал первым советским артистом, который изругался в кино еще в конце 80-х!
Олейников играл больного, мнящего себя Максимом Горьким.
- Роль была маленькая, - вспоминает Илья Львович. - На вопрос врача, какой я роман написал, отвечал: «Мать». А что еще мог ответить Горький?
Там же, на съемочной площадке «Анекдотов», узнали о том, что у них день рождения в один день. Оба принесли по бутылке, чтобы отпраздновать с коллегами. Олейников попросил Стоянова показать паспорт. Сверили даты. Все точно - 10 июля! И разница - ровно 10 лет! Возможно, именно это совпадение и стало судьбоносным для артистов. 
Фильм «Анекдоты» им славы не принес, но после тех съемок, в 1990 году, Олейникову и Стоянову предложили вести рубрику анекдотов на Ленинградском телевидении. Вскоре стало понятно, что рамки пятиминутной программы слишком тесны для их таланта. И они решили создать свою юмористическую программу. 
«Городок»Программе «Городок», которую создали Олейников и Стоянов, в следующем году исполняется 20 лет. Для телевизионной передачи одного из главных каналов страны возраст весьма солидный. Передача стала всенародной любимицей, она четырежды получала национальную телевизионную премию «ТЭФИ». 
- Я очень хорошо помню свое знакомство с Юрой, мне тогда было 16 лет, - рассказывает сын Ильи Олейникова Денис Клявер. - Он со своей семьей пришел к нам в гости, и мы вместе с моими родителями в нашей маленькой чудесной ленинградской квартирке встречали Новый 1992 год. У папы был друг, которому из-за границы привезли видеокамеру. Тогда это была настоящая диковинка. После боя курантов я ушел гулять с друзьями, а к моему возвращению на камеру была снята веселая история. Утром папа пересмотрел эту кассету, позвонил Юре и сказал: «Давай попробуем сделать что-то вместе». Вот так в нашей квартире родился «Городок». Сначала программу хотели назвать «Киргуду». Помните, в «Кавказской пленнице» Балбес, герой Юрия Никулина, говорит: «Бамбарбия! Киргуду!» Но в эфир передача попала под названием «Городок». Первое время для съемок использовались личные ресурсы - свои квартиры, гаражи, подъезды, какие-то вещи из дома... Потом, конечно, появилась профессиональная съемочная группа, настоящие декорации. Изменилась ли моя жизнь с появлением «Городка»? Конечно, мой папа стал звездой - хотя для меня он всегда был звездой! И мне очень приятно, что на программе, одним из соавторов и актеров которой является мой отец, выросло уже не одно поколение. Я давно со стороны наблюдаю за процессом создания «Городка», и меня радует, что со временем он не теряет свою актуальность - при том, что ни под кого и ни подо что не подстраивается.
Двадцать лет вместеПопулярность помогла им реализовать себя и в других проектах. Олейникова и Стоянова стали приглашать сниматься в кино. И они смогли сделать хорошую карьеру как киноартисты. Илья Олейников сыграл в фильмах и сериалах «Двенадцать стульев», «Мастер и Маргарита», «Трое сверху», «Молодожены». Кроме того, в 2008 году он написал и сам поставил мюзикл «Пророк». Юрий Стоянов запомнился зрителю по ролям в картинах «Ландыш серебристый», «Три полуграции», «12», «Шекспиру и не снилось», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», «Ласточкино гнездо», «Zолушка». 
Но лучшие проекты, по мнению самих юбиляров - еще впереди. А главным был и остается «Городок». 
В конце 90-х Стоянов и Олейников вместе написали книгу «До встречи в «Городке», где каждый описывает свою жизнь до момента их знакомства.  - Быть бок о бок вместе столько лет и не поругаться - это что-то из области фантастики, - говорит Денис Клявер. - Общение с самого начала было настолько тесным, что две наших семьи слились в одну: мы вместе отмечали все дни рождения и праздники. Такое классное было время! Десять лет назад папа и Юра даже решили отпраздновать свои юбилеи вместе. Но все закончилось тем, что они весь вечер знакомили своих гостей. С тех пор праздновать дни рождения они предпочитают раздельно. Раньше мне казалось, что они очень разные. Но со временем стало понятно, что они очень гармонично дополняют друг друга. К примеру, если мой папа - человек компромиссный, уступчивый, то Юра обладает лидерскими качествами, напористостью. Он взял бразды правления в свои руки, потому что он - замечательный режиссер и прекрасный организатор, не говоря уже о том, что фантастический актер. Подсознательно со Стасом Костюшкиным, своим коллегой по «Чаю вдвоем», я выстраивал отношения по примеру того, как их строили мой папа и Юра. Ведь только тогда, когда два человека дышат одинаково, можно чего-то добиться...

news_right_column_240_400