Тенор Сергей Петрищев пел вместе с женой, когда она рожала

news_top_970_100
Автор фото: Дарья Гайнетдинова

За теплый и проникновенно лирический голос певца Сергея Петрищева в музыкальных кругах называют настоящим русским тенором. Недавно он порадовал казанцев исполнением романсов и песен из репертуара известных эстрадных певцов ХХ века - Александра Вертинского, Вадима Козина, Петра Лещенко, Георгия Виноградова. А также побывал в гостях в редакции «Казанских ведомостей».

Справка «КВ»
Сергей Петрищев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский музыкальный колледж имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. За время обучения был дважды награжден премией губернатора Оренбургской области как лучший студент года и в 2004 году удостоен премии Президента РФ. В 2004 - 2005 годах прошел стажировку в Германии, где принимал участие в мастер-классах мастеров итальянского бельканто. В 2006 - 2011 годах обучался в Российской академии музыки им. Гнесиных. 
Лауреат конкурса «Утренняя звезда» (1997, II премия) и многих региональных конкурсов. Обладатель золотой медали IV Молодежных Дельфийских игр России (Рязань, 2005) и победитель XVII международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» (Москва, 2013). 
С 2012 года - ведущий солист Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац. Вместе с труппой театра гастролировал в Дублине («Кармен» Ж.Бизе, партия Ремендадо), Таллине, Париже и Лондоне («Золотой Петушок» Н. Римского-Корсакова, партия царевича Гвидона).
В репертуаре театра исполняет разнообразную музыку - от барочных опер до современных мюзиклов. Также выступает в разных городах России с сольными романсовыми и эстрадными программами, пропагандирует русское вокальное искусство за рубежом (в Японии, Словении, Болгарии, Германии и других странах). 

- Сергей, вы сохраняете и продолжаете традиции отечественной вокальной школы. С чего же начиналось ваше увлечение музыкой?
- В нашей большой дружной семье никто не занимался музыкой профессионально, но мы всегда любили петь. К счастью, мне повезло с учителем пения в нашей сельской школе в поселке Пригородном Оренбургского района - Еленой Алексеевной Малышкиной. Мы много пели хором, ансамблем, сольно. Где мы только ни выступали: на праздниках для учителей и медиков, на фермах, в ангарах для водителей и механиков... Помню, как меня поразила хорошая акустика в огромном гараже. Когда я много стал петь дома, близкие посоветовали: «Иди в баню!» Ну я и пошел. Проверил: там действительно акустика отличная!

Когда мне было 10 лет, начал заниматься вокалом в городском центре творчества, однако отец, как-то услышав мое пение, сказал: «Что ты как женщина поешь!» Я обиделся на его слова. Позже уже понял, что меня там учили петь детским дискантом. Спустя время решил бросить занятия музыкой. К тому же было очень тяжело добираться до городского центра творчества, где я занимался с педагогом по вокалу. Дорога была долгой: сначалашел километр до остановки, потом 40 минут ехал в автобусе и снова минут 20 пешком... 

В 8-м классе серьезно увлекся вольной борьбой, стал побеждать на различных городских и зональных соревнованиях. И все же любовь к музыке пересилила - пришлось бросить спорт.

- Вот уже больше 10 лет вы ведущий мастер сцены музыкального театра им. Наталии Сац. Почему именно этот театр?
- Когда я окончил Гнесинскую академию, даже не слышал, что есть такой детский музыкальный театр. Мой педагог по вокалу Наталья Алексеевна Попова рассказала мне о нем, пообещав насыщенную интересную жизнь. И правда, за 10 лет мы много гастролировали, часто выступали в крупнейших европейских театрах - там обожают русских исполнителей. Репертуар у нашего театра широкий, и я счастлив, что могу петь абсолютно разную музыку.

- Какая ваша любимая партия?
- Не буду оригинален: партия Ленского в «Евгении Онегине». 

- Сергей, кто является вашим кумиром?
- Для меня кумиром всегда был Сергей Яковлевич Лемешев. А знакомство с его творчеством началось с книги «Путь к искусству», которую мне подарила мой педагог в областном центре творчества Светлана Аркадьевна Афанасьева. Благодаря ей я стал увлекаться автобиографиями разных музыкантов - с этого и началась моя любовь к чтению. Особенно люблю классику, как мне кажется, она для меня - источник вдохновения. Считаю, чтение обогащает наш язык, у начитанного человека и мышление шире, и речь правильнее. Помню, как руководитель оперной студии Юрий Аркадьевич Сперанский как-то мне сказал: «Читай Чехова - все оперные партии будут у тебя в кармане!» Действительно, в его персонажах столько красок можно почерпнуть для своих ролей! 

Что касается музыки, на моем пути всегда появляются люди, у которых есть чему поучиться. С прошлого года я стал еще и солистом арт-проекта «Тенора XXI века». Один из старших коллег Максим Пастер очень вдохновлял меня своим творчеством. К сожалению, недавно Максим ушел из жизни.

- Недавно, в июне этого года, вы солировали на IV фестивале русской культуры «ПушкинФЕСТ» . Поделитесь своими впечатлениями. Это было ваше первое выступление перед казанской публикой?
- Впервые в Казани я выступал еще в 2018 году в Татарской филармонии им. Габдуллы Тукая с сольным концертом старинных русских романсов. А в этом году я был приглашен на «ПушкинФЕСТ», меня очень приятно удивило, что, несмотря на холодную погоду, пришло много молодежи, семей с маленькими детьми. Вот так и прививается любовь к музыке, подрастает будущая публика! Часто можно услышать, что молодежь не слушает классическую музыку. На своем опыте знаю: те, кто в своей жизни хоть чуть-чуть прикасался к любому виду искусства - хореографии, живописи, игре на инструментах, воспринимают искусство с любовью, понимают, что это большой труд, такие люди видят жизнь более многогранно.

Культурная жизнь в Казани развивается, это чувствуется. Выступая в этот раз в Культурном центре имени Пушкина, увидел: там жизнь просто кипит. В июне меня приятно удивило отношение организаторов фестиваля «ПушкинФЕСТ» к нам, участникам, а также их искренний интерес к тому, чтобы программа фестиваля прошла успешно. 

- Что главное для вас в творчестве?
- Для меня важно постоянно улучшать свое мастерство, быть честным перед историей, важно, чтобы не забывали певцов прошлого века - основоположников русской вокальной культуры, потому что это основа основ, а мы в ответе перед историей! Для меня нонсенс, когда молодежь не знает Магомаева и Лемешева. Миссия таких певцов, как я, не дать уйти в забвение именам Петра Лещенко, Вадима Козина, Александра Вертинского... У этих исполнителей столько пронзительных песен с таким хорошим глубоким смыслом! Чего не скажешь о современных песнях.

- И все же вы считаете, что сейчас в России происходит возрождение песенной культуры.
- Потому что мы на таком дне, что ниже некуда. Знаете, какая моя мечта? Чтобы наши школьники воспитывались на хорошей музыке. Почему бы на «Уроках о важном» не говорить о русской вокальной культуре, не слушать классические произведения? Это тоже один из элементов воспитания патриотизма.

- Говорят, что вы даже в роддоме пели вместе с женой...
- Человек поет потому, что душа его требует. Научно доказано: пение - это живые вибрации, они нас исцеляют. 
Моя жена - пианистка, мы вместе учились в музыкальном колледже. Так случилось, что в пандемию в ожидании первенца мы с ней много пели народные песни на два голоса. Могу сказать, что супруга за это время развила хороший голос, прямо выросла на глазах в исполнительском мастерстве. 

Мы запланировали совместные роды в одном из подмосковных роддомов. Так сложилось, что жена, чувствуя приближение родов, приехала туда пораньше и сразу начала петь: так схватки легче переносятся. Потом к ней присоединился я, когда доехал с репетиции. Представляете, в каком шоке был от нас персонал роддома?..
На протяжении нескольких часов мы с Олей рожали-кричали-пели... А когда новорожденный Ян появился на свет, я взял его на руки и запел: «Ка-пи-тан, ка-пи-тан, улыбнитесь, ведь улыбка - это флаг корабля...» Удивленные медсестры даже засняли этот момент на видео. 

- А какая самая памятная эмоция после концерта?
- Тишина... Это значит, что мое исполнение затронуло души и сердца моих слушателей, значит, я грамотно продумал драматическое исполнение. Бывает, после концерта самобытный композитор передает мне замечательную песню. Могу точно сказать, что мои слушатели и вдохновляют меня на новые концертные программы.

news_right_column_240_400