Труднее всего учиться по понедельникам и пятницам

Чтобы дети в школе не переутомлялись и сохраняли работоспособность в течение всей недели, процесс обучения должен соответствовать основным гигиеническим требованиям. Специалисты Управления Роспотребнадзора по РТ разъясняют особенности организации учебы в школе.

news_top_970_100

Учебные нагрузки должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка. Умственная деятельность относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры головного мозга ребенка обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать истощение. Кроме того, детям свойственна неуравновешенность нервных процессов, им трудно сосредоточиться и сохранять внимание во время урока.

Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Основные нагрузки в школе ребенок испытывает на уроке. Современными научными исследованиями установлено, что наибольшая умственная работоспособность у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на вторых-третьих уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на вторых, третьих, четвертых уроках. 

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому наибольшая нагрузка в течение недели должна приходиться на вторник и (или) среду. На вторых-четвертых уроках в середине учебной недели проводятся изложение нового материала, контрольные работы.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Занятия физической культурой рекомендуется проводить на последних уроках. После уроков физкультуры не планируются уроки с письменными заданиями и контрольные работы. 

Надо учитывать, что чувствительность детского организма к большинству факторов окружающей среды значительно выше, чем у взрослых. Повышенные температура и влажность, бактериальная загрязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настроение школьников, способствуют быстрому утомлению. Установлено, что в хорошо проветриваемых помещениях работоспособность школьников в 1,5 - 2 раза выше по сравнению с таковой у детей, занимающихся в непроветриваемом помещении. Поэтому учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

Для обеспечения благоприятных условий учебной работы и снижения умственного утомления школьников большое значение имеет соблюдение эргономических требований к мебели и оборудованию школ.

news_right_column_240_400