Центр и регион: в одной упряжке...

Какие крупные проекты были реализованы в Татарстане в последние годы совместно с федеральным центром? Что ждать в будущем от этого сотрудничества? Об этом размышляет председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев.

news_top_970_100

- Сохранился ли особый статус республики с подписанием нового Договора?

- Говорить об особом статусе я бы не спешил. Такие договора подписываются тогда, когда у субъекта есть некие особенности, которые не регулируются федеральным законодательством. В частности, признается Конституция республики, к которой были претензии со стороны российской прокуратуры. Признается ряд важных положений для татар как народа, который живет не только в Татарстане, - республика может оказывать помощь со-
отечественникам, проживающим за пределами России. Это важно для прямого выхода республики к зарубежным партнерам как в экономике, так и в других областях, например гуманитарной.

Открывается возможность облегченного доступа к федеральным средствам. Так, в течение шестидесяти лет на территории республики добывались углеводороды, которые использовались в интересах всей страны. В результате в районах добычи стоят очень остро экологические проблемы, решить которые поможет появившаяся возможность заключения необходимых соглашений с правительством РФ.

Другая особенность - руководитель паритетно двуязычной республики (52 процента татар, около сорока процентов русских) обязан знать два языка...

Этот договор между субъектом и федерацией сейчас единственный, других действующих договоров нет. Документ, который стал возможен благодаря доброй воле и конструктивному сотрудничеству, будет действовать до 2017 года.

- Наверное, одна из особенностей Татарстана и в том, что он регион-донор...

- Вы знаете, не совсем нормально для федеративного государства, когда большинство субъектов дотационные. Иждивенцем быть выгодно, но это тормозит развитие страны. Понятно, что на рубеже веков федеральный центр собирал страну, которая разваливалась на глазах. Поэтому жесткую централизацию я принимаю как временное явление. По мере развития федерализма децентрализация полномочий должна усиливаться. Между прочим, Татарстан к этому и сейчас готов - Договор в какой-то мере чуть приоткрывает эти возможности. До 2000 года активно действовал Договор 1994 года, по которому значительная часть налогов оставалась в республике и взамен этого Татарстан у федерального центра никогда денег не просил. Шесть прошедших лет как раз послужили временем плавного перехода в налоговое пространство России. И сложившиеся конструктивные отношения к выгоде и самой России, и Татарстана: появилась возможность развития не только в сфере гуманитарной, но и экономической. Благодаря этой политической стабильности в республике сложился хороший инвестиционный климат и динамика нашей экономики чуть выше российской. О таких показателях мы раньше просто и не мечтали, а значит, можно с оптимизмом смотреть в будущее.

- Что предполагается осуществить в республике совместно с центром?

- Договор открывает возможности реализации грамотных бизнес-проектов. Например, в области нефтехимии предусматривается участие крупного федерального инвестиционного фонда... Татарстан - географически наиболее выгодная точка для формирования крупного логистического центра, и не только для Поволжья, но и для большего района, который будет объединять очень много регионов. По проекту около 80 миллионов человек (больше половины населения России!) может обслуживаться этим мультимодальным центром, выгодность которого зависит также от того, что Татарстан может стать точкой пересечения транспортных коридоров север - юг, запад - восток. Первый кусок дороги уже строится на участке Алексеевское - Альметьевск: четыре полосы в каждую сторону, разделительная полоса, десятки эстакад, мостов, тоннелей - первый автобан европейского уровня. Такие крупные проекты международного характера способны быть реализованы только в тесном взаимодействии с федеральным центром. И это работа на долгие годы...

news_right_column_240_400