Малыш бьет ровесников в песочнице, отнимает у них игрушки, постоянно делает что-то назло взрослым... Ребенок садится за домашнюю работу, но сразу же отвлекается... Что делать родителям, как бороться с неусидчивостью и агрессивностью детей?
Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанного порой с дефицитом внимания к ребенку. Гиперактивными называют детей, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Признаки расстройства поведения можно заметить в младенческом возрасте. Малыш часто плачет, мало спит, вздрагивает от каждого звука, очень раздражителен, плохо ест, все время хочет пить. Подрастая, он отличается непоседливостью, агрессивностью, ни одно дело не может довести до конца, остро реагирует на мелкие неприятности, отличается задержкой речи или, наоборот, излишне болтлив, имеет низкую самооценку.
Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью. Причина иной раз кроется и в плохой наследственности. Исследования показали, что подобные дети страдают от нехватки жирных кислот в организме, а также цинка, магния, витамина В12.
Родители обычно быстро чувствуют какие-то странности, несообразности в поведении детей. Если они не уверены в собственных силах, им лучше обратиться к специалистам. Чем раньше начинается психокоррекция, тем больше в итоге удается сделать.
В неполных семьях, например, часто мальчики растут маленькими тиранами. Малыш любит, чтобы мама подчинялась его капризам, не пыталась перечить. Эти ребята - страшные конформисты. Дома с мамой они смелые и независимые, а во дворе, школе психологически сильно зависят от старших сверстников, неформальных лидеров. А ведь одну и ту же черту или склонность можно сделать из отрицательной положительной. Так, маме следует еще в детстве наградить сына званием "защитник матери", "пример для младшего брата". Он будет горд. Я - мужчина, защитник, опора семьи. Это даст ему необходимое ощущение силы.
Другой случай: ребенок невнимателен, изначально обладает слабой механической памятью, плохо запоминает стихи, даты, детали. Прежде всего нужно научить его быть последовательным во всем. Установите режим и расписание дня. Дети с затруднениями в концентрации внимания часто получают пользу от последовательных действий, которые включают специальные периоды времени, отведенные на просмотр телепередач, приготовление домашнего задания, игры, выполнение работ по дому, прием пищи. Нарушение необходимо свести к минимуму.
Однако в тех случаях, когда они неизбежны, старайтесь заранее предупредить ребенка о предстоящем изменении в расписании. Будьте терпеливы, почаще хвалите за старания. Попробуйте превратить все "минусы" детского характера в "плюсы".