Покорил мирВ 1931 году на экраны Советского Союза вышел и сразу завоевал широкую популярность первый отечественный звуковой фильм режиссера Экка «Путевка в жизнь», рассказывающий о перевоспитании бывших беспризорников в трудовой коммуне. И уже на следующий год в Венеции на первом Международном кинофестивале он удостоился главной награды. Улыбка его героя, татарского юноши Мустафы, по имени которого назвали кинокартину в прокате на Западе, покорила вскоре весь мир, став визитной карточкой страны. Журналисты окрестили ее советской, признав в ней, однако, и восточный колорит. По душе пришлась она и татарской интеллигенции, восторженно воспринявшей появление национального персонажа в мировом кинематографе. После успехов фильма в стране и за рубежом со всех концов СССР посыпались просьбы к его создателям выступить перед кинозрителями. И вскоре у кинотеатров многих городов запестрели афиши: «Мустафа (Йыван Кырля)». На встречах со зрителями выяснилась одна любопытная подробность: Йыван Кырля - не имя, а псевдоним Кирилла Иванова, студента Московского кинотехникума.Одним из первых из тогдашней татарской творческой интеллигенции узнали об этом пришедшие в восторг от фильма и кинообраза Мустафы поэты Муса Джалиль и Ахмед Ерикей. Оба жили тогда в Москве и решили познакомиться с Йываном Кырлей лично. Но встреча со ставшим в одночасье знаменитым на весь мир артистом началась для поэтов с конфуза. Прежде всего он обескуражил их признанием, что Кирилл не татарин, а мариец из Марийской автономной области, начинающий марийский поэт, выпустивший в Москве почти одновременно с выходом фильма «Путевка в жизнь» свой первый сборник стихов. А вот как Йыван Кырля он действительно родился в Казани, где начал писать стихи во время учебы на рабфаке при университете:
Был рабфаковцем
В Казани,
Бил стихами старый быт.
Мустафой
Стал на экране.
В этой роли знаменит.Псевдоним Йыван Кырля актер объяснил просто: на марийский лад он означает «сын Ивана Кирилл». Тут уж Муса Джалиль не удержался удивить артиста: - А знаешь, Йыван Кырля, как переводится с арабского имя Мустафа? Оно означает «избранный». Ты был избран судьбой сыграть роль татарина в кино и с этим отлично справился. Это я тебе говорю, Муса, сын Мустафы Залилова.Знакомство переросло затем в дружбу. В фотоальбоме Джалиля появился дарственный портрет артиста, а Ахмед Ерикей даже заимел совместный фотоснимок. Встречались поэты с Йываном Кырлей в Центриздате народов СССР, где размещались редакции газет и журналов на национальных языках и проводились поэтические вечера нацменьшинств. Муса Джалиль уговорил актера встретиться с татарскими литераторами и посетить возглавляемый им литературный кружок при татарском рабочем клубе в Замоскворечье. Йыван Кырля охотно рассказывал на них о том, откуда родом, где учился и как попал в кино. Он говорил, что родился 3/16 марта 1909 года в бедной марийской крестьянской семье. В Казань подался после окончания местной школы-семилетки по комсомольской путевке. К учившимся здесь, в университете, марийским рабфаковцам присоединился осенью 1926 года и сразу включился в активную студенческую жизнь. Иванов вошел в сектор студенческой учебно-бытовой коммуны «У илыш» («Новая жизнь»), а затем возглавил его, участвовал в выпуске стенгазеты «Волгыдо корно» («Светлый путь»), записался в марийский хор, возникший вместе с землячеством при марийском отделении Восточного пединститута. Три года учебы в Казани он жил в одной комнате общежития с двумя своими земляками, свидетелями его многих студенческих розыгрышей. Например, в столовой коммуны Кирилл предстал однажды поваром в белом халате, с надвинутым на пол-лица колпаком: «Господа! Будем знакомы: я шеф-повар турецкой столовой Тефик Заде-оглы!»Он любил изображать татарских купцов, торговцев с Сенного базара. Марийские студенты бегали туда, чтобы «в тесной толкучке, кишащей мелкими торговцами, спекулянтами, ворами и мошенниками», встретить земляков и разузнать про родных. Эти наблюдения окажут потом добрую службу Йывану на съемках фильма «Путевка в жизнь».Ошеломительный успех20-летний Кирилл Иванов закончил рабфак в мае 1929 года. Увидев в нем талант артиста, преподаватели посоветовали ему пойти по этой стезе дальше. Как раз в это время Московский кинотехникум объявил набор в организованную на актерском отделении национальную студию. Так Кирилл с полученным на распределении направлением оказался в столице. Члены приемной комиссии кинотехникума, в которую входили известные в мире театра и кино режиссеры Эйзенштейн, Пудовкин, Ромм, Кулешов, сразу оценили актерские данные марийского паренька. Иванова приняли без оговорок. И не успел он включиться в учебу, как оказался в павильоне студии «Межрабпомфильм», взявшейся за создание первой звуковой кинокартины «Путевка в жизнь» и пригласившей сниматься в массовках студентов кинотехникума. Одним из авторов сценария был сам кинорежиссер Николай Экк. - Чтобы не создавать лишней суеты, мы решили снимать ночью, - рассказывал потом он. - Под утро в павильоне вдруг выглянул какой-то парнишка в живописных лохмотьях, с лицом монгола, с узкими, хитро смотрящими глазами, в какой-то мудреной дамской шляпе и с деревянной ложкой, привязанной грязной тряпкой к уху.Исполнителем этого восхитившего всех экспромта оказался первокурсник кинотехникума Иванов. Неожиданно для всех и для себя он стал главным героем снимавшейся картины. Роль покровительствующего беспризорникам уголовника Фомки Жигана досталась Михаилу Жарову, в сезон 1928 - 29 годов проработавшего в Казанском драмтеатре. Здесь же в начале своей артистической карьеры довелось выступать и читавшему в картине текст от авторов Василию Качалову (Шверубовичу). Работали над картиной два года. После ее выхода к начинающему актеру Иванову пришла настоящая слава. «Йыван Кырля имел необыкновенный успех в этой роли, по улице он просто не мог ходить», - отмечал будущий народный артист СССР Михаил Жаров.В Москве свидетелем славы Кырли был Муса Джалиль. При встречавшихся на улице особо назойливых зрителях киноартист шел на хитрость: «Да вы меня путаете с моим братом, это он играет в кино, а я очень похож на него». Бывало, Кырля представлял им сопровождавшего его Джалиля: «Знакомьтесь, это мой друг Муса Мустафович».В 1934 году Кырлю пригласили на главную роль в фильме Иванова-Баркова «Наместник Будды». Начавшиеся в Монголии съемки прервали общение киноактера с Джалилем и Ерикеем, которым было жаль, что не состоялись желанные гастроли Кирилла в Казань. Через друзей они узнавали о снятой на основе биографии Йывана Кырли кинокартине «Жизнь Кавырли», о выходе в Москве его нового сборника стихов «Шочмо кече» («День рождения»). А потом из Йошкар-Олы до них дошла печальная весть об аресте и заключении Кирилла в лагеря ГУЛАГа по ложному обвинению в участии в контрреволюционной деятельности.Правду о дальнейшей судьбе Йывана Кырли узнать Мусе Джалилю не довелось... В 1956 году после пересмотра дел бывших политзаключенных посмертно был реабилитирован и Йыван Кырля, прошедший лагеря Карелии и Северного Урала и погибший там от непосильного труда 3 июля 1943 года. В 1957 году лента «Путевка в жизнь» с успехом прошлась по стране снова. А прошедший, как и Йыван Кырля, через сталинские лагеря кинорежиссер Николай Экк побывал в Казани на встрече со зрителями.Предвестница мусульманского киноВозвращение имени Йывана Кырли происходило на глазах его друга юности татарского поэта Ахмеда Ерикея. Его разыскали марийский литературовед Ким Васин и журналист Михаил Исиметов, работавший над книгой «Йыван Кырля: очерк жизни и творчества», в которой впервые была опубликована их совместная с Йываном Кырлей фотография и несколько рабфаковских снимков. Один из них находится в экспозиции Музея истории КФУ. Нашелся и портрет, подаренный Кырлей Джалилю и помещенный им в фотоальбом, который хранится в Казанском мемориальном музее-квартире М.Джалиля.Творчество киноактера Йывана Кырли стало достоянием российской и мировой культуры. А покорившая мир картина «Путевка в жизнь» с сыгранной им ролью Мустафы включена ЮНЕСКО в число десяти лучших фильмов всех времен и народов. Она оказалась предвестницей Международных фестивалей мусульманского кино, которые проводятся сейчас в Казани.
Был рабфаковцем
В Казани,
Бил стихами старый быт.
Мустафой
Стал на экране.
В этой роли знаменит.Псевдоним Йыван Кырля актер объяснил просто: на марийский лад он означает «сын Ивана Кирилл». Тут уж Муса Джалиль не удержался удивить артиста: - А знаешь, Йыван Кырля, как переводится с арабского имя Мустафа? Оно означает «избранный». Ты был избран судьбой сыграть роль татарина в кино и с этим отлично справился. Это я тебе говорю, Муса, сын Мустафы Залилова.Знакомство переросло затем в дружбу. В фотоальбоме Джалиля появился дарственный портрет артиста, а Ахмед Ерикей даже заимел совместный фотоснимок. Встречались поэты с Йываном Кырлей в Центриздате народов СССР, где размещались редакции газет и журналов на национальных языках и проводились поэтические вечера нацменьшинств. Муса Джалиль уговорил актера встретиться с татарскими литераторами и посетить возглавляемый им литературный кружок при татарском рабочем клубе в Замоскворечье. Йыван Кырля охотно рассказывал на них о том, откуда родом, где учился и как попал в кино. Он говорил, что родился 3/16 марта 1909 года в бедной марийской крестьянской семье. В Казань подался после окончания местной школы-семилетки по комсомольской путевке. К учившимся здесь, в университете, марийским рабфаковцам присоединился осенью 1926 года и сразу включился в активную студенческую жизнь. Иванов вошел в сектор студенческой учебно-бытовой коммуны «У илыш» («Новая жизнь»), а затем возглавил его, участвовал в выпуске стенгазеты «Волгыдо корно» («Светлый путь»), записался в марийский хор, возникший вместе с землячеством при марийском отделении Восточного пединститута. Три года учебы в Казани он жил в одной комнате общежития с двумя своими земляками, свидетелями его многих студенческих розыгрышей. Например, в столовой коммуны Кирилл предстал однажды поваром в белом халате, с надвинутым на пол-лица колпаком: «Господа! Будем знакомы: я шеф-повар турецкой столовой Тефик Заде-оглы!»Он любил изображать татарских купцов, торговцев с Сенного базара. Марийские студенты бегали туда, чтобы «в тесной толкучке, кишащей мелкими торговцами, спекулянтами, ворами и мошенниками», встретить земляков и разузнать про родных. Эти наблюдения окажут потом добрую службу Йывану на съемках фильма «Путевка в жизнь».Ошеломительный успех20-летний Кирилл Иванов закончил рабфак в мае 1929 года. Увидев в нем талант артиста, преподаватели посоветовали ему пойти по этой стезе дальше. Как раз в это время Московский кинотехникум объявил набор в организованную на актерском отделении национальную студию. Так Кирилл с полученным на распределении направлением оказался в столице. Члены приемной комиссии кинотехникума, в которую входили известные в мире театра и кино режиссеры Эйзенштейн, Пудовкин, Ромм, Кулешов, сразу оценили актерские данные марийского паренька. Иванова приняли без оговорок. И не успел он включиться в учебу, как оказался в павильоне студии «Межрабпомфильм», взявшейся за создание первой звуковой кинокартины «Путевка в жизнь» и пригласившей сниматься в массовках студентов кинотехникума. Одним из авторов сценария был сам кинорежиссер Николай Экк. - Чтобы не создавать лишней суеты, мы решили снимать ночью, - рассказывал потом он. - Под утро в павильоне вдруг выглянул какой-то парнишка в живописных лохмотьях, с лицом монгола, с узкими, хитро смотрящими глазами, в какой-то мудреной дамской шляпе и с деревянной ложкой, привязанной грязной тряпкой к уху.Исполнителем этого восхитившего всех экспромта оказался первокурсник кинотехникума Иванов. Неожиданно для всех и для себя он стал главным героем снимавшейся картины. Роль покровительствующего беспризорникам уголовника Фомки Жигана досталась Михаилу Жарову, в сезон 1928 - 29 годов проработавшего в Казанском драмтеатре. Здесь же в начале своей артистической карьеры довелось выступать и читавшему в картине текст от авторов Василию Качалову (Шверубовичу). Работали над картиной два года. После ее выхода к начинающему актеру Иванову пришла настоящая слава. «Йыван Кырля имел необыкновенный успех в этой роли, по улице он просто не мог ходить», - отмечал будущий народный артист СССР Михаил Жаров.В Москве свидетелем славы Кырли был Муса Джалиль. При встречавшихся на улице особо назойливых зрителях киноартист шел на хитрость: «Да вы меня путаете с моим братом, это он играет в кино, а я очень похож на него». Бывало, Кырля представлял им сопровождавшего его Джалиля: «Знакомьтесь, это мой друг Муса Мустафович».В 1934 году Кырлю пригласили на главную роль в фильме Иванова-Баркова «Наместник Будды». Начавшиеся в Монголии съемки прервали общение киноактера с Джалилем и Ерикеем, которым было жаль, что не состоялись желанные гастроли Кирилла в Казань. Через друзей они узнавали о снятой на основе биографии Йывана Кырли кинокартине «Жизнь Кавырли», о выходе в Москве его нового сборника стихов «Шочмо кече» («День рождения»). А потом из Йошкар-Олы до них дошла печальная весть об аресте и заключении Кирилла в лагеря ГУЛАГа по ложному обвинению в участии в контрреволюционной деятельности.Правду о дальнейшей судьбе Йывана Кырли узнать Мусе Джалилю не довелось... В 1956 году после пересмотра дел бывших политзаключенных посмертно был реабилитирован и Йыван Кырля, прошедший лагеря Карелии и Северного Урала и погибший там от непосильного труда 3 июля 1943 года. В 1957 году лента «Путевка в жизнь» с успехом прошлась по стране снова. А прошедший, как и Йыван Кырля, через сталинские лагеря кинорежиссер Николай Экк побывал в Казани на встрече со зрителями.Предвестница мусульманского киноВозвращение имени Йывана Кырли происходило на глазах его друга юности татарского поэта Ахмеда Ерикея. Его разыскали марийский литературовед Ким Васин и журналист Михаил Исиметов, работавший над книгой «Йыван Кырля: очерк жизни и творчества», в которой впервые была опубликована их совместная с Йываном Кырлей фотография и несколько рабфаковских снимков. Один из них находится в экспозиции Музея истории КФУ. Нашелся и портрет, подаренный Кырлей Джалилю и помещенный им в фотоальбом, который хранится в Казанском мемориальном музее-квартире М.Джалиля.Творчество киноактера Йывана Кырли стало достоянием российской и мировой культуры. А покорившая мир картина «Путевка в жизнь» с сыгранной им ролью Мустафы включена ЮНЕСКО в число десяти лучших фильмов всех времен и народов. Она оказалась предвестницей Международных фестивалей мусульманского кино, которые проводятся сейчас в Казани.