«Умный город» для разгрузки дорог: ДТП в Казани будет фиксировать интеллектуальная система

Сегодня умные системы регулируют ситуации на дорогах Казани, однако это не помогает разгрузить дороги от большого количества автомобилей. Как работает система и к чему идет инженеры - в нашем материале.

news_top_970_100

«До конца 2023 года в систему уже будут входить 212 перекрестков»

Организация по автоматизированной системе управления дорожным движением была создана в 2004 году, как раз в тот момент, когда от отечественных систем АСУДД после развала СССР практически ничего не осталось. Специалисты приступили к изучению нового российского рынка и поняли, что самая доступная отечественная система была в Екатеринбурге.

«До 2010 года при помощи gsm-модемов мы подключали светофорные объекты к центру и делали планы координации посуточно. С приходом Универсиады ГИБДД организовало экскурс изучения автоматизированных систем управления дорожным движением за рубежом. На тот момент российские производители не могли предложить ничего лучше», — рассказал Эдуард Нурмиев, главный инженер АСУДД.

 Казанский АСУДД

Проанализировав несколько иностранных систем, в Казани внедрили ту, которую использовали в Турине, похожем на Казань по схеме дорог. К 2013 году на 98 перекрестках, которые попадали под маршрут Универсиады, была реализована эта система.

Система считывала данные о потоках и обменивалась ею друг с другом. Все перекрестки знали, какое количество транспорта приближается и как долго нужно держать светофор «зеленым».

Методом проб и ошибок инженеры подобрали оптимальное время регулировки. Нурмиев объяснил, что все дни недели похожи друг на друга по загруженности. Исключением служат только ДТП или ремонтные работы.

«До конца 2023 года в систему уже будут входить 212 перекрестков, всего их в Казани 438. Остальные перекрестки работают на отечественной системе. Дальнейшее развитие системы сейчас находится в подвешенном состоянии, поскольку сейчас мы должны использовать отечественный продукт. А отечественные производители сильно повышают цены, оказываясь на рынке в одиночку», — рассказал главный инженер.

Эдуард Нурмиев объяснил, что все дни недели похожи друг на друга по загруженности. Исключением служат только ДТП или ремонтные работы.

На данный момент система АСУДД «Город» не позволяет считывать потоки пешеходов и регулировать их движение. На перекрестках запланирован тайминг, за который человек успеет перейти через дорогу.

Сама система позволяет подключить более тысячи светофоров, поэтому такие регулировщики стоят и в Набережных Челнах, там их больше 40.

«Загрузка на дорогу в Казани — 55%»

В Казани работы по установке интеллектуальных систем сейчас идут в радиальных направлениях — в сторону Ленинградской улицы, по Мамадышскому тракту установят четыре системы.

«На Мамадышском тракте все очень сложно, я даже боюсь определить, насколько мы сможем улучшить там ситуацию. С четырехполосных дорог автомобили стекаются на двухполосные. Такая же ситуация на третьей транспортной дамбе, когда с Гаврилова, Ямашева и Чистопольской выходят на узкую дорогу. Чудес не бывает, нельзя много воды залить сразу в узкое горлышко», — говорит спикер.

Автомобилизация Казани видна и по статистике. Если в 2010 году город стоял, то в 2013-м с появлением новых трасс и развязок он снова поехал. Насыщенность дороги составляла 15-20%. Сейчас новых дорог не появляется, количество автомобилей увеличивается, общественный транспорт не справляется с большим потоком людей. Загрузка на дорогу составляет 55%, заверил инженер.

Интеллектуальная система распознавания ДТП на трассах республики

Сам проект развития интеллектуальных транспортных систем реализуется благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги», рассказал заведующий сектором Миндортранса Татарстана Карим Нурмухаметов.

Работы в Казани и Набережных Челнах проводятся с 2020 года. Управлять светофорами и следить за состоянием дорог можно удаленно. Для сохранности республиканских дорог построены два пункта весового и габаритного контроля, а также установлены детекторы транспортного потока, табло переменной информации и автоматические дорожные метеостанции.

«Вся информация с этих устройств поступает диспетчерам, это позволяет быстро принимать решения при ДТП и ставить задачи. За счет национального проекта создана единая платформа управления транспортной системой. Все программы обеспечения отечественного производства», — сказал Нурмухаметов.

«Вся информация с дорожных детекторов поступает диспетчерам, это позволяет быстро

принимать решения при ДТП и ставить задачи»

«Беспилотники должны обеспечить новый уровень безопасности на дорогах»

Интеллектуальная транспортная система представляет собой очень большую и сложную систему даже в рамках одного города, поэтому принято выделять отдельные подсистемы. В Татарстане успешно реализованы подсистема контроля нарушений ПДД и весогабаритного контроля, подсистемы управления дорожным движением и координации движения общественного транспорта.

«В нынешних условиях приходится переходить на отечественную компонентную базу и программное обеспечение. Многие из решений уже были российскими, как, например, все комплексы фотовидеофиксации, но часть оборудования была иностранного производства. Так, долгое время управление подключенными светофорными объектами осуществлялось иностранным ПО, но не так давно мы его заменили на собственную разработку. Но проблемы есть, их мы решаем», — рассказал Рифкат Минниханов, председатель совета Ассоциации содействия по цифровому развитию, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения».

 Беспилотник КАМАЗа

Фото: © Михаил Захаров 

Также развитию «Умного города» поспособствуют беспилотные автомобили, которые должны обеспечить новый уровень безопасности на дорогах. На сегодняшний день в Татарстане среди наработок можно отметить проекты «Камаза» и «ЭвоКарго», а также прототипы, создаваемые в университете Иннополис, КФУ, КГЭУ и Аграрном университете. Большое внимание также уделяется вопросам развития инфраструктуры для беспилотников.

«В 2018 году в рамках Постановления Правительства России было разрешено проведение испытаний беспилотников в двух регионах: в Москве и Татарстане. Беспилотные средства на слуху, мы давно над ними работаем, очень активно работает „Камаз“. Создана правительственная комиссия, пять федеральных проектов беспилотной системы. Они занимаются тем, что летает. А к тому, что ездит, сильного подхода нет. Я думаю, что это связано и с аварийностью. Есть решения по развитию беспилотных средств, экспериментально-правовые решения», — сказал Минниханов.

Но, чтобы запустить беспилотники в эксплуатацию, нужно проводить много экспериментов, для них нужно больше полигонов, отметил он. Также Минниханов подчеркнул, что системы воздушных и наземных беспилотных систем не должны быть оторваны друг от друга. Этот вопрос будет обсуждаться в этом году на Kazan digital week.

news_right_column_240_400