В долгожданном письме с фронта было одно слово...

До нашего самого знаменательного праздника - Дня Победы - осталось две недели. Накануне по традиции мы вспоминаем о том, как война коснулась каждой татарстанской семьи, и просим рассказать читателей о своих ветеранах, с портретами которых они встанут 9 Мая в ряды «Бессмертного полка». Сегодня историей своего деда-фронтовика делится Гульнара Тагирова.

news_top_970_100

Мой дедушка, отец мамы Харис Ханафиевич Гатин, прошел всю войну. Родился он 15 апреля 1915 года в селе Куюки Спасского района Татарии в многодетной семье потомственного крестьянина, в которой росли пятеро детей, дедушка был третьим. В 1921 году семья переехала в Казань. Дедушка окончил строительный институт. По его рассказам, в те времена страна нуждалась в специалистах, поэтому обучение было ускоренным и организовано так называемым бригадным методом. Его суть: в бригаде из пяти студентов зачеты и экзамены сдавал только бригадир. Какую оценку ему ставили, такую получала и вся бригада.

В 1939 году, через год после рождения дочери, дедушка ушел в армию, а оттуда попал на финскую войну. 26 марта 1941 года он прислал семье письмо с фотографией, на которой латинскими буквами написал такие строки: «Все мы смертны, и память не вечна. А если у человека остается фотография, о нем будут вспоминать многие годы». 

Когда началась Великая Отечественная война, дедушку направили в пехоту. Во время войны солдат не получил ни одного ранения, но был сильно контужен и потерял память, от него долго не было вестей. Когда память вернулась, дедушка отправил семье письмо, в котором было только одно слово - имя моей мамы, его первой дочери. Так в семье поняли, что солдат жив. После одного из боев дедушка потерял сознание и несколько часов пролежал на снегу, пока его не нашли и не доставили в полевой госпиталь. На операционном столе, когда хирург уже собирался ампутировать обмороженную ногу, он очнулся и заявил: «Умру, но ногу резать не дам!» В итоге медики смогли сохранить ему ногу. 

Рассказывать о войне дедушка не любил. А если вспоминал, то только истории с благополучным концом. Например, вот эту. Однажды с группой бойцов пехотинцы попали в засаду. Вокруг немцы. Нашим солдатам все же удалось прорваться, они долго плутали, добираясь до своих. Продукты закончились, солдаты голодали. Когда проходили через лес, один молодой боец набрал грибов, где-то зачерпнул в котелок воды и сварил суп. «О! Это было что-то! - рассказывал дедушка. - Вкус того грибного супа я помню до сих пор».

После войны дедушка работал строителем. Начинал прорабом, закончил управляющим крупного казанского строительного треста. Многое в Казани было построено сотрудниками этого предприятия: компрессорный и авиационный завод, ЭВМ, жилые дома, школы и детсады на Сибирском тракте. Дедушка был депутатом городского совета многих созывов. За свои заслуги он награжден орденом Отечественной войны, орденом Трудового Красного Знамени и многочисленными юбилейными наградами. Прожил мой дед 78 лет. У него остались три дочери, шесть внуков и один правнук. С бабушкой они прожили более 50 лет, были очень хлебосольными и гостеприимными. Я горжусь своим дедушкой. И собираюсь 9 Мая снова пройти в рядах «Бессмертного полка» с его фотографией.

news_right_column_240_400