Неужели они оказались не готовы к учебе в вузе? Подтверждают ли выпускники школ РТ свои результаты ЕГЭ в университете и на каком уровне находится подготовка будущих абитуриентов? Об этом «КВ» беседуют с директором учебно-методического центра тестирования и подготовки к ЕГЭ КФУ Сергеем Ионенко. - Сергей Иванович, какие факторы влияют на качество образования и подготовки будущих студентов вузов?- Факторов множество. К примеру, в девяностые годы прошлого века уровень образования не повысился. Это было связано с рядом объективных экономических и социальных причин. В том числе с проблемой статуса учителя. Свою роль сыграла и демократизация системы образования. Времена советской закалки прошли. Требования к школьнику стали мягче. А сами они стали больше времени проводить за компьютером - в интернете или за играми. Введение ЕГЭ оказало существенное влияние на систему общего среднего образования. Появились единые стандарты оценки качества знаний, которые включали в себя как тесты, так и другие формализованные системы проверки знаний. Пришлось, например, отказаться от традиционного сочинения, изменилась структура заданий по математике. Следовательно, изменилась и система подготовки будущих студентов.- Введение ЕГЭ повысило уровень подготовки абитуриентов?- Пока об успешности ЕГЭ говорить рано. По крайней мере, в контексте времени. Безусловно, введение ЕГЭ стало стимулом как для учеников, так и для школьной администрации и учителей. Хорошие результаты ЕГЭ гарантируют поступление в вуз - это мотивирует школьников учиться и серьезно готовиться к экзаменам. Большое значение имеет процесс информатизации образования. В вузах создаются целые системы подготовки к ЕГЭ. Это большой шаг вперед.- Это плюсы. А минусы?- ЕГЭ, призванный уравнять шансы абитуриентов при поступлении в вуз, делает их неравными. Согласитесь, не все семьи могут позволить себе нанять репетитора. К слову, репетиторство стало одной из проблем, порожденных введением ЕГЭ. Только одна цифра: серый рынок образования в Татарстане сейчас составляет более 1,5 млрд рублей. Причем за качество этих образовательных услуг никто не отвечает – отследить всех репетиторов невозможно! Особенно актуальна эта проблема для сельских районов, где репетиторы набивают цену, гарантируя высокий балл. Однако часто эти гарантии фиктивны.- Какую роль в подготовке сейчас играют вузы, в частности КФУ?- Нашему университету отводится значительная роль. В марте-апреле совместно с Министерством образования и науки РТ реализуются два крупнейших образовательных проекта. Первый представляет собой учебное тестирование в рамках подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА. Ребята проходят онлайн-тестирование. А вечером по завершении теста могут просмотреть свои результаты и правильные ответы, обсудить их с одноклассниками и учителями. Второй проект представляет собой мониторинг качества образования среди учеников 6-х, 8-х и 10-х классов. Оба проекта позволяют не только выявить общий уровень знаний, но и определить проблемные места, скорректировать учебную программу, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Так получаются хорошо подготовленные абитуриенты. В проектах участвуют более 170 тысяч школьников из 1460 школ Татарстана. Такие проекты практически не реализуются даже в масштабе России. - Как бы вы оценили знания и подготовку сегодняшних абитуриентов?- Мы имеем то, что имеем. Нельзя сказать, что качество подготовки заметно улучшается в сравнении, например, с образовательной системой СССР, но оно и не снижается. Более того, средний балл зачисленных по ЕГЭ в КФУ составил в прошлом году 70 баллов. Это достаточно высокий показатель. Для сравнения: в 2009 году средний балл составил 66,3 балла – прогресс налицо. В сентябре каждого года проводится проверка так называемых остаточных знаний первокурсников. Большинство студентов подтверждают свои баллы, особенно в диапазоне 65 - 70 баллов. Это очень хороший показатель. По нему КФУ занимает первое место среди вузов Татарстана.- Ваш прогноз на будущее: изменится ли качество подготовки школьников в дальнейшем?- Думаю, да. Демографический спад завершается. В ближайшие пять лет число абитуриентов, претендующих на получение высшего образования, существенно возрастет. Следовательно, ужесточится и прием в вузы. Между школьниками будет сохраняться определенная конкуренция при поступлении в престижные вузы, коим является и КФУ. Лидером в конкурентной борьбе будет наиболее подготовленный к ЕГЭ. Значит, потребуется усиленная подготовка. Например, одна из задач школы на данном этапе – обеспечить качество обучения иностранных языков, которые с 2011 года станут обязательными при поступлении на многие специальности гуманитарного цикла. Все это ведет к тому, что качество знаний и подготовки школьников будут улучшаться год от года.Мнение преподавателя вуза
В какие миллионы влетают родителям ЕГЭ, или Как оценивают вузы школьную подготовку
По статистике свою первую зимнюю сессию-2011 завалили 56 тыс. российских первокурсников.