В какие миллионы влетают родителям ЕГЭ, или Как оценивают вузы школьную подготовку

По статистике свою первую зимнюю сессию-2011 завалили 56 тыс. российских первокурсников.

news_top_970_100
Неужели они оказались не готовы к учебе в вузе? Подтверждают ли выпускники школ РТ свои результаты ЕГЭ в университете и на каком уровне находится подготовка будущих абитуриентов? Об этом «КВ» беседуют с директором учебно-методического центра тестирования и подготовки к ЕГЭ КФУ Сергеем Ионенко. - Сергей Иванович, какие факторы влияют на качество образования и подготовки будущих студентов вузов?- Факторов множество. К примеру, в девяностые годы прошлого века уровень образования не повысился. Это было связано с рядом объективных экономических и социальных причин. В том числе с проблемой статуса учителя. Свою роль сыграла и демократизация системы образования. Времена советской закалки прошли. Требования к школьнику стали мягче. А сами они стали больше времени проводить за компьютером - в интернете или за играми. Введение ЕГЭ оказало существенное влияние на систему общего среднего образования. Появились единые стандарты оценки качества знаний, которые включали в себя как тесты, так и другие формализованные системы проверки знаний. Пришлось, например, отказаться от традиционного сочинения, изменилась структура заданий по математике. Следовательно, изменилась и система подготовки будущих студентов.- Введение ЕГЭ повысило уровень подготовки абитуриентов?- Пока об успешности ЕГЭ говорить рано. По крайней мере, в контексте времени. Безусловно, введение ЕГЭ стало стимулом как для учеников, так и для школьной администрации и учителей. Хорошие результаты ЕГЭ гарантируют поступление в вуз - это мотивирует школьников учиться и серьезно готовиться к экзаменам. Большое значение имеет процесс информатизации образования. В вузах создаются целые системы подготовки к ЕГЭ. Это большой шаг вперед.- Это плюсы. А минусы?- ЕГЭ, призванный уравнять шансы абитуриентов при поступлении в вуз, делает их неравными. Согласитесь, не все семьи могут позволить себе нанять репетитора. К слову, репетиторство стало одной из проблем, порожденных введением ЕГЭ. Только одна цифра: серый рынок образования в Татарстане сейчас составляет более 1,5 млрд рублей. Причем за качество этих образовательных услуг никто не отвечает – отследить всех репетиторов невозможно! Особенно актуальна эта проблема для сельских районов, где репетиторы набивают цену, гарантируя высокий балл. Однако часто эти гарантии фиктивны.- Какую роль в подготовке сейчас играют вузы, в частности КФУ?- Нашему университету отводится значительная роль. В марте-апреле совместно с Министерством образования и науки РТ реализуются два крупнейших образовательных проекта. Первый представляет собой учебное тестирование в рамках подготовки школьников к ЕГЭ и ГИА. Ребята проходят онлайн-тестирование. А вечером по завершении теста могут просмотреть свои результаты и правильные ответы, обсудить их с одноклассниками и учителями. Второй проект представляет собой мониторинг качества образования среди учеников 6-х, 8-х и 10-х классов. Оба проекта позволяют не только выявить общий уровень знаний, но и определить проблемные места, скорректировать учебную программу, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Так получаются хорошо подготовленные абитуриенты. В проектах участвуют более 170 тысяч школьников из 1460 школ Татарстана. Такие проекты практически не реализуются даже в масштабе России. - Как бы вы оценили знания и подготовку сегодняшних абитуриентов?- Мы имеем то, что имеем. Нельзя сказать, что качество подготовки заметно улучшается в сравнении, например, с образовательной системой СССР, но оно и не снижается. Более того, средний балл зачисленных по ЕГЭ в КФУ составил в прошлом году 70 баллов. Это достаточно высокий показатель. Для сравнения: в 2009 году средний балл составил 66,3 балла – прогресс налицо. В сентябре каждого года проводится проверка так называемых остаточных знаний первокурсников. Большинство студентов подтверждают свои баллы, особенно в диапазоне 65 - 70 баллов. Это очень хороший показатель. По нему КФУ занимает первое место среди вузов Татарстана.- Ваш прогноз на будущее: изменится ли качество подготовки школьников в дальнейшем?- Думаю, да. Демографический спад завершается. В ближайшие пять лет число абитуриентов, претендующих на получение высшего образования, существенно возрастет. Следовательно, ужесточится и прием в вузы. Между школьниками будет сохраняться определенная конкуренция при поступлении в престижные вузы, коим является и КФУ. Лидером в конкурентной борьбе будет наиболее подготовленный к ЕГЭ. Значит, потребуется усиленная подготовка. Например, одна из задач школы на данном этапе – обеспечить качество обучения иностранных языков, которые с 2011 года станут обязательными при поступлении на многие специальности гуманитарного цикла. Все это ведет к тому, что качество знаний и подготовки школьников будут улучшаться год от года.Мнение преподавателя вуза

Когда ученики увидят опыты по химии?

Светлана Космодемьянская, доцент кафедры химического образования ТГГПУ:- Дискуссию о том, быть или не быть ЕГЭ, давно закончили. Ему быть! Но каким? Контрольно-измерительные материалы (КИМы), разрабатываемые ФИПИ (Федеральный институт педагогических исследований), каждый год корректируются. Специалисты прислушиваются к мнению учителей, учеников и  родителей. Никто лучше их не определит двойственность предлагаемого ответа или некорректную формулировку задания. В итоге сейчас выпускники школ все труднее решают задачи повышенной сложности, например, по химии. Говорят, что невысокие баллы на ЕГЭ по химии определяют уровень образовательной программы. Так ли это? Подготовка ведется практически индивидуально - только для тех, кому нужно сдавать экзамен. Поэтому часто она принимает форму обычного репетиторства, что сказывается на семейном бюджете. Кроме того, подготовку к ЕГЭ часто ведут учителя-предметники. Опыт показывает, не все имеют специальное педагогическое образование. Некоторые закончили в свое время вузы, имеющие косвенное отношение к химии. А химию в районах нередко преподают учителя географии, технологии и других предметов.  В планах - введение практических заданий по химии. С одной стороны, это логично. С другой, требует улучшения оснащения  школьного кабинета химии. Давно не секрет, что во многих школах республики практические занятия не проводятся вообще. Из-за отсутствия оборудования и реактивов учителя химии не могут продемонстрировать даже простейшие опыты. В итоге ученики, заканчивая среднюю школу, не имеют  элементарных навыков практического эксперимента. Что их ждет в измененном варианте ЕГЭ? ЕГЭ быть! - это решено. Но от нас, участников процесса, зависит дальнейшее развитие этой формы аттестации знаний учащихся. Значит, нужно обсуждать наболевшие вопросы, предлагать идеи и пути решения проблем не только в кулуарных беседах. Это можно сделать цивилизованно - как минимум на форумах по обсуждению таких вопросов. Меньше их не станет. Дело за малым - научиться решать.

Взять бы эти тесты да и отменить!

Ленар Зайнуллин, доцент кафедры ботаники и зоологии ТГГПУ: - Что нужно изменить в ЕГЭ? На мой взгляд, менять в нем ничего не надо. Его нужно отменить! Или как вариант ввести устную часть, где испытуемый устно формулирует свои ответы на поставленные в тесте вопросы. При этом подобная часть должна составлять не менее 30% от всего теста ЕГЭ.Мнение родителя

100 тысяч за лотерею для абитуриентов

В сентябре, когда дочь определилась с выбором вуза, она стала заниматься с четырьмя репетиторами: по математике, русскому языку, истории и немецкому языку. За один академический час (1,5 часа) по двум первым предметам мы сейчас платим 600, по истории - 500, по немецкому языку - 700 рублей. В итоге семейный бюджет ежемесячно «худеет» на 9600 рублей. Оплачивать пятого репетитора – по обществознанию - мы уже не в состоянии. К этому ЕГЭ дочь готовится с помощью школьных дополнительных занятий и сама.  Несложно посчитать, что подготовка нашей выпускницы к ЕГЭ с сентября по май обойдется семье в 86 тыс. 400 рублей. И это только оплата репетиторов! Сколько куплено учебных пособий, не считаем, понимая, что общая сумма уже приближается к 100 тыс. рублей. Самое грустное, что поступления она не гарантирует. Ведь любой экзамен - это лотерея, везение, если хотите, судьба, которая играет с выпускником по принципу «повезет с тестом или не повезет». Значит, делаем мы вывод, на репетиторов надейся, а сам денежки и на платное обучение готовь. Любопытная деталь: вузовские репетиторы сейчас берут меньше школьных. А вторые набирают столько учеников, сколько могут осилить. Например, по русскому языку дочка занимается в тот день по счету шестой. А всего, говорит, к репетитору только в четверг приходят 10 учеников. Умножаем на 600 рублей... Теперь прикиньте, сколько получает этот репетитор в месяц. Недавно у нас вдруг две недели не было с ней занятий. Оказалось, наша репетитор ездила во Францию...Поэтому, когда я слышу вечные разговоры о нищенских зарплатах учителей, прихожу к выводу, что моя семья сейчас с лихвой восполняет педагогам все, что они недополучают от государства.

news_right_column_240_400