- Возьмем, например, эту палку полукопченой колбасы. На оболочке колбасного изделия должны быть указаны состав, предприятие-изготовитель, - рассказывает Елена Абдульманова, инженер по стандартизации. - А на металлической скрепке, видите, отштампована дата изготовления. Те же требования к вареной колбасе - маркированная оболочка с составом, товарным знаком, на скрепке - дата изготовления. На банке с тушенкой - обязательно этикетка со штрих-кодом предприятия, на крышке - дата изготовления. Срок годности для консервов высшего сорта - до четырех лет, первого сорта - два-три года. Копчености заворачиваются в пленку, сверху на нее наклеивается этикетка, где также указываются все перечисленные данные. Сосиски маркируются, а в каждом ящике, куда они пакуются, находится листок-вкладыш с датой изготовления. Каждый покупатель вправе потребовать показать этот вкладыш.
- Но можно напечатать поддельные этикетки со штрих-кодом...
- Производство таких этикеток - дело недешевое. Оболочка для упаковки колбас тоже стоит дорого. Я думаю, подпольные предприятия вряд ли могут позволить себе работать с такой оболочкой - она выдерживает большие сроки хранения, не теряя яркости.
- Сейчас так много разных сортов тушенки. Бывает, возьмешь банку, дома откроешь и не понимаешь, что там: то ли мясо, то ли еще что... Вроде бы по составу все указано: предприятие, маркировка - все есть. А мяса нет!
- Я бы посоветовала в первую очередь посмотреть на цену. В дорогой тушенке говядина высшего сорта, цельный кусок мяса и бульон по нормативам. Если цена 36 - 40 рублей, это настоящее мясо. Дешевым настоящее мясо быть не может. Если же цена 20 рублей - мяса там процентов тридцать.
- Откуда берется дешевая поддельная колбаса?
- Закупается куриный фарш, который стоит дешево. Туда добавляют белок - тоже какой-нибудь дешевый, шкурки, в общем, все, что оказывается под рукой.
- А как на рынке не обмануться?
- Машина, на которой привезен товар, должна быть специализированной - с охлаждением. Витрина - с холодильной камерой. Если в жаркий день мясная продукция пылится на обычном столе - уже это должно насторожить покупателя. Каждый покупатель вправе потребовать, чтобы ему показали документы на товар. Если продавец отказывается, выводы делайте сами...
- Какие же сопроводительные документы на продукцию должны быть у продавца?
- Сертификат соответствия, с накладными и счетом-фактурой, причем на каждый вид продукции.
Еще один совет покупателям. Сейчас в магазинах очень часто проводят различные дегустации. Подойдите, попробуйте - понравится вам вкус или нет. Возьмете на заметку и, если не в этот раз, то в другой, купите понравившийся вам продукт. А мы пока почему-то стесняемся подойти и попробовать...
Напомним, в Московском районе, например, расширенные выставки-продажи с дегустацией проводятся по различным продуктам. Цель таких акций, которые проводят администрация Московского района совместно с комитетом потребительского рынка и услуг исполкома МО Казани - привлечь внимание покупателей к качественной продукции местных производителей. Их доля в товарообороте города стабильно составляет от 50 до 70 процентов, и ассортимент постоянно пополняется. Особое место в нем занимает продукция «халял» - к ее производству сейчас особо пристальное внимание после многочисленных нареканий со стороны мусульманского духовенства.
Менеджеры производителей-частников мясной продукции пока более разворотливы. Цена на «чэпэшную» колбасу ниже, чем у больших предприятий. Нашим мясокомбинатам тоже надо научиться гибко работать в продвижении своей продукции, изготовленной по всем правилам, стоит подумать и о снижении цены. Тогда и на наших бутербродах будет лежать ихняя «правильная» колбаса.
Дегустировал продукцию
Владимир ДЫННИК