В Казани обсудили проблемы образования людей с ограниченными возможностями

Несмотря на равенство в гражданских правах, гарантированных каждому человеку с рождения, далеко не каждый имеет реальную возможность воспользоваться ими. Речь идет о людях с ограниченными возможностями, которые зачастую нуждаются в особых условиях для получения общедоступных услуг. Одной из важнейших таких услуг было и остается образование.

news_top_970_100

До последнего времени считалось, что предпочтительнее всего создать для лиц с ограниченными возможностями здоровья специальные учебные заведения с особыми условиями. В какой-то степени справедливо считать такой подход эффективным. Однако мировой педагогический опыт последних десятилетий показывает, что в целях лучшей социализации лиц с ОВЗ предпочтительнее так называемое инклюзивное образование, когда они обучаются вместе с остальными учащимися.

Не отстает в этих вопросах и Казань - вот уже 20 лет Университет управления «ТИСБИ» оказывает образовательные услуги людям с ОВЗ. Его ректор Нэлла Прусс стала главным редактором специализированного журнала «Инклюзия в образовании», первый номер которого вышел совсем недавно. В него вошли статьи ученых и педагогов, занимающихся вопросами инклюзивного образования, со всей России и из-за рубежа.

С 15 по 17 февраля в стенах «ТИСБИ» прошел Международный конгресс практиков инклюзивного образования, а это более 250 специалистов из 28 городов. В его президиум вошли ректор Университета управления «ТИСБИ», национальный координатор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Нэлла Прусс, депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин, ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе, заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова, заместитель премьер-министра - министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, министр труда, занятости и социальной защиты Эльмира Зарипова, и.о. директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александр Хорошилов, член Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов Ольга Каширина, академик РАО Николай Малофеев, председатель Общественной палаты Анатолий Фомин, член парламента Северного Рейна-Вестфалии, представитель инклюзии в парламентской партии Йозеф Нойманн.

Каждый из них в своей приветственной речи подчеркнул значимость темы инклюзивного образования. Весьма точно на этот счет выразился Энгель Фаттахов: «Степень зрелости любого общества оценивается прежде всего отношением к незащищенным слоям населения - детям, старикам, а также людям с ограниченными возможностями здоровья. Проведение данного международного конгресса свидетельствует о том, что наше общество становится зрелым, несмотря на все трудности. Сегодня мы все чаще говорим о развитии инклюзивного образования, понимая, что оно поможет открыть неограниченные возможности получения образования».

В рамках конгресса прошло заседание экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию Комитета по образованию Госдумы РФ с участием Госсовета РТ и Комитета по актуальным вопросам Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Работа экспертного совета была посвящена конкретным проблемам инклюзивного образования в России, среди которых сложности разработки и внедрения методических материалов, а также слабые междисциплинарные связи между специалистами-врачами, психологами и педагогами, работающими в инклюзивной среде.

Пожалуй, самым ярким доказательством того, что с должной поддержкой люди с ОВЗ могут все, стал гала-концерт III Республиканского фестиваля творчества студентов с ОВЗ, на котором местные ребята выступали вместе со студентами Института современного искусства.

news_right_column_240_400