Новый проект от Ольги Скепнер «Джазказан» уже на старте имел успех у казанских любителей качественной музыки. Это и понятно, одно лишь имя организатора благодаря прошлым ее начинаниям - гарантия того, что меломан получит только положительные эмоции.
Корреспондент «КВ» поинтересовался у Ольги Викторовны, зачем ей понадобился еще один проект. Это после успеха «Джаза в усадьбе Сандецкого», «Джаза в Кремле» да и много чего еще. Она ответила, не задумавшись:
- Есть два вида фестивалей. Первый - это open air, когда выступления проходят на свежем воздухе. Но это в теплое время года. И in door, который проводится в концертных залах. Мировая практика показывает, что необходим и тот, и другой формат. Да, организация фестивалей требует значительных финансовых вложений. Но настоящая музыка того стоит. И все свои фестивали я делала разными. Каждый проект - минимум пять сезонов. То есть либо раз в месяц, иногда раз в два-три месяца - как получается. Главное, это востребованность проекта у зрителя. Когда она есть, хочется делать еще больше.
На открытии «Джазказана» 3 декабря выступил блюзовый гитарист-виртуоз и вокалист Леван Ломидзе. На сцену он вышел вместе со своей группой Blues Cousins. Концерт получился необыкновенно живой - несколько раз Ломидзе спускался в зал, буквально играя для отдельных зрителей. И каждая новая композиция сопровождалась бурными аплодисментами.
Журналисту удалось поговорить с маэстро перед концертом.
- Леван, как вы пришли к тому, что хотите играть блюз?
- В школе еще врачом хотел быть. Но все мои планы изменились после посещения концерта Би Би Кинга в конце 1970-х. До этого я забросил музыкальную школу по классу фортепиано, то есть музыка вообще меня не интересовала. И тут Би Би Кинг первый раз в Советском Союзе! Представьте, человек на сцене не стоит в стойке смирно, он улыбается, играет мимикой лица, импровизирует - это все очень живо. То, что было у нас запрещено в Советском Союзе, этот человек делал. Я увидел настоящий блюз. И в течение двух недель ходил, напевал эти музыкальные фразы, имитируя гитару. В один момент отец не выдержал и купил мне гитару.
А потом я закончил политехнический институт в Элисте. И меня должны были распределить как инженера. Но тянуло меня к музыке. Помогли связи. Мой ближайший друг Коко (звали его Константин) играл на барабанах. При этом он был сыном великого Вахтанга Кикабидзе. Пока мы учились, Коко закончил художественную академию, отец его на нас смотрел несерьезно. Приезжал со съемок, а мы у него в кабинете сидим, играем что-то. Ну, чем бы дитя ни тешилось... А когда уже закончили вузы, в очередной раз дядя Буба приехал с гастролей, а мы опять у него играем.
Коко - художник, я - инженер, но все равно сидим в той же комнате и играем свою музыку. Кикабидзе понял, насколько все у нас серьезно. Он позвонил тогдашнему министру культуры Грузинской ССР: «Министра хочу!». В результате произошло парадоксальное для советских времен перераспределение, и мы с Коко стали работать в филармонии. Со своим ансамблем объездили весь Союз. Иногда в день по три концерта было. Сегодня в Тбилиси, а завтра уже в Костроме. С чем выступали? Мы начали делать блюзовые обработки грузинских народных песен.
И так прошло года три. Но от такого графика очень устаешь, потом очень много алкоголя было. Это мы тогда еще совсем молодые были. И вдруг мы с Коко посмотрели на музыкантов постарше, которые застряли во времени, и нам это не понравилось. Мы нашли в себе силы, пришли к Вахтангу и сказали, что хотим уйти. Он ответил: «Я вас не понимаю, у вас лучшие гостиницы, хорошие номера…» Но потом сказал мне: «Твоя жизнь, тебе решать». Все-таки ушли мы из филармонии. И этим поступком я горжусь.
Коко уехал в Канаду, и сейчас мы дружим только по интернету. Когда Союз развалился, в Грузии была полная разруха. К примеру, я в те времена там передачу вел на телевидении. И не было никакой перспективы.
В общем, я создал свою группу и уехал в Германию, где играл два года. А здесь в то время развалился СССР. Когда в 1993 году вернулся в Москву, познакомился с одним американцем. Кен его звали. Он мне и предложил: «Что ты дома сидишь? В Москве такие клубы блюзовые!». Я отвечаю: «Ты что, с ума сошел, какие клубы?». И вот он повел меня в них. То есть, пока я ездил в Германию, в Москве это все начало развиваться.
На рубеже веков мы начали активно ездить по заграницам. Первая наша мощная поездка была в 2000 году на большой блюз-фестиваль, 57 групп играли во Франции и Париже. Тогда нам, группе Blues Cousins, дали приз симпатий зрителей.
В 2003-м мы уже ездили с гастролями в Америку. Сначала на 21 день, 14 концертов отыграли. Потом больше.
- Были во время этих гастролей какие-нибудь забавные случаи?
- У меня столько таких историй, но навскидку расскажу одну. Когда-то мы выступали на американском аналоге нашего дня города в Хелене, столице Монтаны. А жили в Сиэтле, куда и возвращались после концерта. Так вот.
Очень спешим, нам надо преодолеть 2000 с чем-то миль, а завтра снова концерт. И тут как в кино, сзади раздается сирена полицейской машины. Офицер нас останавливает и спрашивает, кто мы, откуда, почему так несемся. А мы с голыми торсами сидим - жарко было, не пристегнулись ремнями. Штраф - где-то 600 долларов. Пригласил полицейский меня в свою машину. Первый раз как будто попал в американский детектив. «Знаете, - говорю, - у нас есть причина: мы опаздываем на концерт». - «На какой концерт?». - «Да мы блюз играем». - «А откуда вы?». - «Из России». И тут он говорит: «Так это вы были на том фестивале? Как круто играете, я ведь тоже там был». Чувствую, он как-то смягчился, уже не такой серьезный. Смотрит на нас: «Вижу, вы хорошие ребята, давайте я возьму, раз уже заявил о нарушении и не могу просто так отпустить, не 600, а 20 долларов». Я говорю: «20 долларов и так бы заплатил, чтобы в полицейской машине посидеть».
- Вы в Казани выступаете далеко не в первый раз. Понятно, что вам нравится наш город. А есть ли здесь какие-нибудь недостатки?
- Конечно есть! В Казани слишком много красивых женщин! Когда они приходят на концерт, это отвлекает от работы, сложно сосредоточиться… А если серьезно, то я очень люблю ваш город. Наверное, мы никуда больше так часто не приезжали, как в Казань. И еще приедем, если Ольга позовет.