Также к этому можно добавить нынешнюю нехватку средств в бюджете. К решительным действиям вынуждают причины финансового кризиса. Закрывать данные провалы могут лишь гражданские организации (коммерческие и некоммерческие). Но в законодательном смысле такой подход к НКО на сегодняшний день оформлен в неполной мере. Известно, что сегодня в Госдуму вносится законопроект, который запрещает некоммерческим организациям всякий тип коммерческой деятельности. Но возможность зарабатывать без помощи других какие-то средства малым и средним некоммерческим организациям, не отклоняясь от принятой миссии, является обязательным условием для развития гражданского общества.
Не считая кризиса страны, есть провалы рынка. Глобальная монополизация, из-за которой цены растут, а качество продуктов и услуг страдает. Культура корпоративного управления в стране находится не на очень высоком уровне. К примеру, вызывает недоумение и состав совета директоров некоторых ОАО, и то, как они работают. Такой низкий уровень культуры акционерных обществ и такой высокий уровень монополизации говорит о том, что рынок у нас работает не нормально. И пузырь, который сейчас лопается, связан, кроме всего остального, и с этим.
Есть и провалы в третьем секторе. Первый из них - низкая квалификация работников благотворительной сферы. Бухгалтера являются компетентными. Некоторые руководители компаний - также компетентны. А что касается сотрудников, сидящих там внутри, маркетологов, пиарщиков и тех, кто считает, что они занимаются фандрайзингом, - в большинстве случаев обязаны пройти переподготовку. Их мастерски в России по сути дела никто не учит. Фандрайзинг уже существует, но обучение этому делу поверхностно. В некоторых университетах читают курс лекций, но мало преподавателей. Необходимо вводить специализацию в университетах для подготовки дипломированных профессионалов в данной области. Время кризиса нужно встречать полностью подготовленными.
Еще одним провалом НКО является то, что большая часть населения, которая проживает в сфере деятельности компаний, слабо вовлекается в их работу. Иногда даже сервисные НКО имеют "собственный" контингент благополучателей, часто совсем узенький в силу ряда обстоятельств. Существует потребность в разработке новейших инструментов по сотрудничеству и взаимодействию НКО и населения - собственного рода "точек", куда простые граждане могут обратиться за квалифицированной консультацией, а потом, получив положительный опыт, присоединиться к работе НКО.