Здесь работают только студенты. Они принимают роды, проводят сложнейшие операции, оказывают помощь при серьезных травмах, лечат и удаляют зубы. Есть лишь одно «но»: эта больница виртуальная и называется она не клиника, а симуляционный центр и находится в стенах института фундаментальной медицины и биологии КФУ. На роботах-манекенах студенты-медики отрабатывают все необходимые им на практике навыки. На одном из таких занятий вместе со студентами 3-го курса побывал и наш корреспондент.
- Меняем первую обувь, надеваем медицинские халаты и спускаемся в центр. Сегодня мы отработаем ряд врачебных навыков. Роботы дорогостоящие, ведите себя аккуратно, - напоминает студентам в начале занятия преподаватель, руководитель центра симуляционного и имитационного обучения Ленар Рашитов.
По дороге в виртуальную клинику ребята рассказывают, что пациенты-роботы очень реалистичны. Они полностью повторяют строение человека. Манекены даже могут распознавать вводимые им лекарства и дозы. В зависимости от этого у них меняется пульс, реакция зрачков на свет, открываются или закрываются глаза. Будущие врачи признаются: они осознают, что это не живой человек, соответственно допустить ошибку боятся меньше. На манекенах они всего лишь учатся.
РОДЫ. Мы пришли в самую настоящую больницу с разными отделениями. Вот приемный покой, родильное отделение, детская реанимационная палата, отделение педиатрии, операционная, кабинет эндоскопии и стоматологии… Сначала направляемся принимать роды. Светловолосую роженицу-робота практически не отличить от настоящей женщины: у нее бьется сердце, течет кровь, она дышит и кричит от боли. Все данные о состоянии организма роженицы выводятся на экран компьютера. Пока один из студентов наблюдает за показателями здоровья, другие держат роженицу за руку и помогают ей тужиться.
Вдруг у будущей мамы начинается сердцебиение - тахикардия. Студенты сталкиваются с проблемой, которая может возникнуть во время настоящих родов. За правильностью решений наблюдает преподаватель. Кроме того, действия практикантов записываются на видеокамеру и транслируются в кабинет педагога для дальнейшего анализа ошибок. Всего в симуляционном центре более 20 видеокамер. К счастью, эти роды завершаются успешно с помощью опытного педагога. Ребенок-робот рождается здоровым.
ДТП. Теперь направляемся на виртуальное ДТП. Здесь все как в жизни. Мужчина-манекен за рулем «Жигулей» получил тяжелые травмы головы. Он истекает кровью. Рядом с автомобилем стоит карета скорой помощи. Студенты осторожно извлекают пострадавшего из машины, перекладывают на носилки и доставляют в неотложку. Теперь им предстоит реанимировать пострадавшего. На наших глазах они спасают электронного пациента, и он «оживает». Реальная ситуация смоделирована в виртуальных стенах. Интересно, что именно ДТП вызвало наиболее живую реакцию у студентов.
ОПЕРАЦИЯ. Далее попадаем на сложную операцию. Как и в жизни, здесь все начинается с тщательного мытья рук. И как в настоящих операционных, кран хирург выключает локтем, чтобы избежать контакта с поверхностью. В роли хирурга, двух ассистентов и медсестры тоже студенты. А единственное отличие от настоящей операции в том, что медсестре не придется менять инструменты. В виртуальной палате нужно выбрать кнопку с соответствующим инструментом и нажать на нее. Затем на экране появляется то, что у хирурга в руке: скальпель, зажим, коагулятор для остановки кровотечения.
Все очень правдоподобно: у пациента-робота можно брать кровь на анализ, проводить пальпацию, делать уколы. Части тела - руки, ноги, позвоночник, шея - двигаются в соответствии с реальностью. Кроме того, манекен реагируют на действия врача. Например, у него учащается пульс, сердцебиение, повышается температура, а при кровотечении падает артериальное давление. На таких роботах ребята пока учатся. Выполнять операции они, конечно, еще не умеют.
ДЕТСКАЯ. Теперь оказываемся в детской реанимационной. Студенты внимательно слушают преподавателя и задают вопросы. Здесь им предстоит спасать детей, оказавшихся в самых тяжелых ситуациях. Манекен-малыш словно живой, реакция на действия врача у него не виртуальная. Робот-ребенок может показывать ряд состояний, с которыми медики сталкиваются при реанимации: вдруг появляется резкая боль, он синеет из-за гипоксии (нехватки кислорода), у него падает давление, ему тяжело дышать, возникает состояние анафилактического шока. Студенты учатся действовать при любых возникших обстоятельствах, чтобы при спасении реального человека не растеряться.
- Симуляционный центр не заменяет обучения в реальности. В виртуальной больнице на макетах отрабатывают определенные медицинские навыки. И только после этого их допускают к живому больному. Они должны научиться спасать человека в неожиданных ситуациях: при потере сознания, приступе астмы, сердечной недостаточности, - подводит итог занятия Ленар Фаридович.