Столица Татарстана на прошлой неделе стала мозговым центром обсуждений, которые должны скоординировать весь процесс по разработке оптимальных маршрутов - здесь прошел I международный форум «Создание и развитие единой международной транспортно-логистической системы: перспективы и реалии».
- Казань находится на перекрестке основных направлений дорожной сети, связывающих центр страны и ее восточные регионы. Именно к недавно прошедшей Универсиаде в Казани и Татарстане в целом была создана современная транспортная инфраструктура, - объяснил причину выбора Казани в качестве базы для форума министр транспорта России Максим Соколов. Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем выступлении прежде всего подвел «послеуниверсиадные» итоги. - Проведена полномасштабная модернизация аэропортного комплекса «Казань», построено одиннадцать новых транспортных развязок, введены три новые станции метро. Продолжается строительство сельских дорог - в этом году планируем построить около 1000 км до 52 населенных пунктов, - напомнил Рустам Минниханов. - Огромный объем работ проведен РЖД: введен в строй современный транспортно-пересадочный узел Казань-2 с терминалом на 600 пассажиров, реконструирован центральный вокзал, завершен масштабный инфраструктурный проект строительства интермодальной железнодорожной ветки, которая позволяет за 20 минут перемещаться из аэропортного комплекса в центр Казани. Эти результаты достигнуты благодаря поддержке федерального министерства, лично Президента РФ и нашего уважаемого министра.Но сейчас практически все внимание дорожников и транспортников приковано к строительству международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. Его протяженность по территории России составляет порядка 2,3 тыс. км. Рустам Минниханов подчеркнул, что Татарстан одним из первых в России оценил потенциал международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. С 2005 года республика реализует проект строительства главной автодороги Шали - Бавлы. На сегодняшний день уже освоено 20 млрд рублей. Председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах отметил, что возведение российской части международного пути от Европы до Китая основано как на реконструкции существующих участков трассы М-7, так и на строительстве новых дорог. А создание коридора логично дало толчок развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, автотуризма. Кроме того, сейчас в республике реализуются крупные инфраструктурные проекты, среди которых Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр. Его проектный грузооборот составляет 14,6 млн тонн, а строительство сегодня развернулось на 193 га.Однако сдержанный оптимизм, с которым шел общий разговор о реализации проекта Европа - Западный Китай, наталкивается на проблемы, обозначенные учеными. В частности, в своем выступлении член-корреспондент АН РТ, профессор КАИ Вадим Хоменко отметил отсутствие системообразующих элементов - общей организации движения грузов по коридорам, общей системы обслуживания коридора и, самое главное, общей инфраструктуры, привязанной к этому коридору.- Каждый проект сейчас формируется отдельно. Есть проект коридора, а есть проект мультимодального логистического центра. Кажется, что они вообще друг с другом не соотносятся, - отметил профессор. - Такие проекты один передовой регион не потянет, как бы он ни старался. Нужен системный алгоритм формирования и реализации подобных проектов, которые должны вписываться в общий алгоритм строительства, эксплуатации и организации загрузки на основе заинтересованности инвесторов во вхождении в данный проект.Медлить с решением этих и подобных им проблем нельзя. Ведь, как не раз отмечалось на форуме, ни одна страна в мире сейчас не способна контролировать риски экономики без сильных транспортных позиций.И к чести республиканских властей, они это понимают. В частности, министр транспорта РТ Ленар Сафин на пленарном заседании форума вынужден был признать, что сейчас в России мультимодальные перевозки занимают незначительную долю в общем объеме перевозок, да и в целом современное состояние дорожной системы не позволяет эффективно использовать имеющийся транзитный потенциал. И эту проблему необходимо решать.
- Казань находится на перекрестке основных направлений дорожной сети, связывающих центр страны и ее восточные регионы. Именно к недавно прошедшей Универсиаде в Казани и Татарстане в целом была создана современная транспортная инфраструктура, - объяснил причину выбора Казани в качестве базы для форума министр транспорта России Максим Соколов. Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем выступлении прежде всего подвел «послеуниверсиадные» итоги. - Проведена полномасштабная модернизация аэропортного комплекса «Казань», построено одиннадцать новых транспортных развязок, введены три новые станции метро. Продолжается строительство сельских дорог - в этом году планируем построить около 1000 км до 52 населенных пунктов, - напомнил Рустам Минниханов. - Огромный объем работ проведен РЖД: введен в строй современный транспортно-пересадочный узел Казань-2 с терминалом на 600 пассажиров, реконструирован центральный вокзал, завершен масштабный инфраструктурный проект строительства интермодальной железнодорожной ветки, которая позволяет за 20 минут перемещаться из аэропортного комплекса в центр Казани. Эти результаты достигнуты благодаря поддержке федерального министерства, лично Президента РФ и нашего уважаемого министра.Но сейчас практически все внимание дорожников и транспортников приковано к строительству международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. Его протяженность по территории России составляет порядка 2,3 тыс. км. Рустам Минниханов подчеркнул, что Татарстан одним из первых в России оценил потенциал международного транспортного коридора Европа - Западный Китай. С 2005 года республика реализует проект строительства главной автодороги Шали - Бавлы. На сегодняшний день уже освоено 20 млрд рублей. Председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах отметил, что возведение российской части международного пути от Европы до Китая основано как на реконструкции существующих участков трассы М-7, так и на строительстве новых дорог. А создание коридора логично дало толчок развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, автотуризма. Кроме того, сейчас в республике реализуются крупные инфраструктурные проекты, среди которых Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр. Его проектный грузооборот составляет 14,6 млн тонн, а строительство сегодня развернулось на 193 га.Однако сдержанный оптимизм, с которым шел общий разговор о реализации проекта Европа - Западный Китай, наталкивается на проблемы, обозначенные учеными. В частности, в своем выступлении член-корреспондент АН РТ, профессор КАИ Вадим Хоменко отметил отсутствие системообразующих элементов - общей организации движения грузов по коридорам, общей системы обслуживания коридора и, самое главное, общей инфраструктуры, привязанной к этому коридору.- Каждый проект сейчас формируется отдельно. Есть проект коридора, а есть проект мультимодального логистического центра. Кажется, что они вообще друг с другом не соотносятся, - отметил профессор. - Такие проекты один передовой регион не потянет, как бы он ни старался. Нужен системный алгоритм формирования и реализации подобных проектов, которые должны вписываться в общий алгоритм строительства, эксплуатации и организации загрузки на основе заинтересованности инвесторов во вхождении в данный проект.Медлить с решением этих и подобных им проблем нельзя. Ведь, как не раз отмечалось на форуме, ни одна страна в мире сейчас не способна контролировать риски экономики без сильных транспортных позиций.И к чести республиканских властей, они это понимают. В частности, министр транспорта РТ Ленар Сафин на пленарном заседании форума вынужден был признать, что сейчас в России мультимодальные перевозки занимают незначительную долю в общем объеме перевозок, да и в целом современное состояние дорожной системы не позволяет эффективно использовать имеющийся транзитный потенциал. И эту проблему необходимо решать.