- Я выступал за СК имени Урицкого с 1963 по 1968 год. Помню, мы в одном из сезонов прошли 21 матч без поражений и уверенно играли в первой лиге, - начал рассказ Анатолий Петрович. Долгое время он работал в хоккейной школе "Ак Барса". Ныне тренирует самых маленьких - мальчишек 1997 года рождения.
- В прошлом году мы вместе с Владимиром Зайцевым (еще одним игроком СК имени Урицкого) занимались с ребятами 1986 года рождения и вывели их в финал первенства России.
Но главным достижением тренера Анатолия Романова все же является подготовка такого яркого и ныне известного форварда, как Денис Архипов, удачно выступавшего и на юниорских первенствах мира и ставшего чемпионом России в основном составе взрослого "Ак Барса". Затем перешел в профессиональный клуб НХЛ "Нэшвилл Предейторз", став первой ласточкой в НХЛ из казанского хоккея. А нынешней весной он играл в составе сборной России на первенстве мира в Финляндии. В числе питомцев Романова есть и Лев Трифонов, которого болельщики помнят по игре за "Ак Барс" и "Нефтехимик" (Нижнекамск). Кроме них Романов дал путевку в хоккей более десяти хоккеистам, защищавшим и ныне защищающим честь второй команды "Ак Барс".
После того как Федерация хоккея России и Национальная хоккейная лига заключили соглашение, тем тренерам, которые подготовили игроков для клубов НХЛ, полагалось соответствующее вознаграждение.
- Но как же долго мне пришлось ходить за этими деньгами, - вспоминает Анатолий Петрович, - которые теперь уже вполне законно полагались мне за подготовку Дениса. Я много раз ходил и к руководителям "Ак Барса", и к руководству тогда еще Госкомитета по физкультуре, спорту и туризму. Но с выплатой вознаграждения тянули очень долго. Вроде бы и не отказывали, но и ничего не давали. И все-таки ценой настойчивых усилий мне удалось вырвать деньги - только за подготовку Архипова в основном состав "Ак Барса" и за то, что он завоевал звание чемпиона мира среди юниоров. Замечу, что полагается за это все же гораздо большая сумма. Деньги пришлись как нельзя кстати - улучшил свои жилищные условия.
То же самое происходило и с присвоением мне званий заслуженного тренера России и заслуженного работника физической культуры РТ. Уж за тридцать лет работы я, наверное, заслужил эти звания! Но сколько же пришлось помучиться, чтобы мне их наконец присвоили.
Эта эпопея тренера Романова весьма красноречиво говорит о том, в каком положении находятся ныне многие наставники детских и юношеских команд и в хоккее, и в других видах спорта. Романову, можно считать, все же повезло - он получил в конце концов хоть часть своих кровно заработанных денег. А ведь труд тренеров, особенно в зимних видах спорта, - это сплошное самоотречение и великое терпение.
Во Дворце спорта работают единицы из них - а многие так и продолжают тренировать детей на открытых площадках - и в мороз, и в снегопад. Кстати, тренеры как правило сами готовят ледовые площадки: заливают и расчищают их после очередного бурана. Так что это настоящие энтузиасты своего нелегкого дела, получающие за свою адскую порой работу чисто символические деньги.
Сегодня, когда в нашей республике избран новый состав федерации хоккея, надеемся, что исполком этой общественной организации будет наконец прилагать усилия для того, чтобы изменить расценки труда этих великих тружеников детского и юношеского хоккея. Верим, что с этого начнется подобный же процесс и в других видах спорта, где занят отряд тренеров и педагогов, которые пока еще удерживают массу мальчишек и девчонок от вредного влияния улицы, от увлечения наркотиками, спиртным, от соскальзывания в криминальную действительность. Настала пора сполна воздать им за то, чего они были лишены долгие годы!