Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Уважаемые участники и гости конференции!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отдать дань памяти великому ученому и гражданину Льву Гумилеву. Было немало выдающихся ученых, которые писали о русской и евразийской истории, но Лев Николаевич имел мужество говорить правду, порой наперекор общественному мнению. Достаточно вспомнить его мысль о том, что не было татаро-монгольского ига, а был союз татар и русских, которых связывали общие интересы. На фоне сотен предвзято написанных сочинений это в свое время прозвучало поистине революционно. А ведь тогда любое отступление от официальной идеологии каралось всей мощью государства. Кто мог так открыто сказать об этом в советское время? Никто, кроме него. История становления российской государственности конструировалась, к сожалению, в духе борьбы с татаро-монголами. В условиях деидеологизации общества появляется возможность переосмысления искаженной истории страны и ее народов. В этом важнейшем процессе надежной опорой нам служит наследие Гумилева. Домыслы о татарах он очень емко и метко назвал «черной легендой».
Средние века были непростыми, они не отличались особым гуманизмом. В те годы и Европа не могла похвастаться какими-либо заметными достижениями. Поэтому все ссылки на то, что татаро-монгольское иго якобы затормозило развитие России - несостоятельны. К сожалению, даже сегодня из учебника в учебник кочует негативная оценка этого периода.
«Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы», - так пишут в современных учебниках. Но ведь в те времена сама Европа не могла сравниться по уровню развития с золотоордынской государственной системой. Религиозная терпимость, развитые средства коммуникации и мощная финансовая система сделали Золотую Орду одним из продвинутых государственных образований своего времени. Она процветала за счет торговли зерном и другими товарами, а не за счет так называемой татарской дани, которая, кстати, была весьма умеренной.
Карл Маркс считал, что душа русского народа была «подавлена, растлена и иссушена» татаро-монгольским игом, но факты говорят о другом - русские вслед за распадом Золотой Орды создали великое государство. Этого нельзя было сделать с «подавленной» душой. Больше правды в словах П.Н.Савицкого, который писал Льву Гумилеву: «Чингиз, его полководцы и преемники совершали много жестокостей. Все же, смею утверждать, дух экспансии кочевников был более терпимый и человечный, чем дух европейского колониализма. Этому есть не тысячи, а миллионы доказательств. Одни испанцы в Америке чего только не делали! А португальцы! А англичане и в Ост- и Вест-Индии! Чего стоит одно опустошение Африки и торговля - в течение веков - черными рабами! Отмечу, что Золотая Орда сохранила дух терпимости даже после того, как «царь Узбек обасурманился». В лоне Монгольской державы сложилась новая Русь. Едва ли не этим определилась и определяется вся дальнейшая судьба человечества». Так считал один из выдающихся русских историков.
Из наследия Льва Гумилева можно сделать очень важный вывод: у России два истока - славяне и тюрки, православие и ислам, Киевская Русь и Золотая Орда. Только опираясь, образно выражаясь, на эти две ноги, Россия может стоять прочно и формировать общегосударственные ценности, объединяющие граждан.
В последние годы вышло немало работ в России, Казахстане, Кыргызстане, Татарстане, по-новому освещающих нашу историю. Возможно, настало время объединить усилия ученых наших стран, привлечь лучших специалистов мира и наконец-то изложить объективную историю Евразии. У каждого из наших народов свои традиции, язык, культура. Убежден, что история не может быть чисто национальной, тем более на таком огромном пространстве. В какие-то периоды времени у того или иного народа была своя историческая роль, в последние века особая миссия пала на долю русского народа, но Евразия была и остается цельным континентом.
Волею судеб Казань оказалась в центре событий Евразии. Через Азию проходил Великий шелковый путь, который захватывал юг Татарстана. Вместе с тем существовал другой транспортный коридор - Великий Волжский путь, соединивший Север Европы с Азией. Казань оказалась на перекрестке разных дорог, а вместе с тем и различных культур. Герцен писал: «Казань - главный караван-сарай по пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу». В этой фразе емко сформулирована функция Казани, 1000-летие которой мы отмечаем в следующем году.
В связи с этим будет уместно подчеркнуть те особенности, которые выработал ислам в России и Казахстане. Мы имеем замечательный опыт реформации ислама в наших странах, который нужно донести до остального мира. Джадидизм сформировал ислам, открытый к новым знаниям, включая ценности Европы, он способствовал развитию, просвещению татарского народа. Сегодня в мире становится востребованным именно такой либеральный ислам. После трагических событий 11 сентября нарастает исламофобия, ислам стали ассоциировать с терроризмом. Между Западом и Востоком, христианством и исламом не должно быть «берлинской стены». Нашим имамам следовало бы обратить особое внимание именно на наши российские и казахстанские традиции, не увлекаясь зарубежными идейными течениями. Российский исламский университет в Казани должен стать базой для продолжения идей джадидизма. Иного, пожалуй, и не дано.
Обсуждая вопросы истории, мы не должны забывать об экономике, ведь и сама история состояла не столько из войн, сколько из торговли и обмена культурными достижениями.
Мы приветствуем интеграционные процессы в рамках Евразеса. В то же время считаем, что следует более активно использовать потенциал регионов Российской Федерации. У Татарстана большие возможности не только в сфере добычи нефти, нефтехимии и химии, но и в части высоких технологий. «КАМАЗы» продаются в СНГ, Китае, Афганистане, арабских и других странах, во всем мире известны казанские вертолеты, наш новый пассажирский самолет ТУ-214 соответствует мировым стандартам. Мы могли бы более тесно сотрудничать и в этих сферах.
Сама судьба соединила наши народы в евразийском пространстве. Когда-то мы жили в одной стране, но сегодня оказались в независимых государствах, тем не менее это не должно быть поводом для искусственных барьеров.
Мы внимательно следим за событиями в Казахстане и радуемся его несомненным успехам. Динамичный экономический рост, возрождение культуры, строительство новой столицы - это дается благодаря упорному труду всего многонационального народа Казахстана и, безусловно, современному эффективному руководству.
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Дорогие друзья!
Нас на эту конференцию собрал Лев Николаевич Гумилев. Благодарные за его служение исторической истине, мы увековечили его память, открыв в Петербурге на доме, где он жил, мемориальную доску и установив памятник на могиле. Мне хотелось бы свое приветствие завершить его словами, сказанными в адрес татар: «Знайте, это - гордое имя! Ради истины, а не ради псевдонаучной, политической или какой-то другой конъюнктуры я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы. Они - в нашей крови, в нашей истории, в нашем языке, в нашем мироощущении. Мне кажется совершенно естественным вот такое представление: какими бы ни были реальные различия с русскими, татары - это народ не вне, а внутри нас». Пожалуй, лучше и не скажешь.
В заключение, уважаемые участники конференции, позвольте еще раз пожелать вам успехов в развитии великих идей Льва Николаевича Гумилева!
30 июня 2004 г.