Я И ПУШКИН

Лилия ГАЗИЗОВА. Поэтесса, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Казань.

news_top_970_100

Озаглавила так статью и задумалась. А что нас связывает? Безусловно, поэзия. И родилась я в тот же день, что и наш великий поэт. Кстати, в этом году миную опасный для поэтов возраст - 37 лет. И возраст-то опасный измеряется по пушкинским часам.

Окружающие часто говорят о неслучайности моего рождения в один день с Александром Сергеевичем. Я же рассматриваю сей факт как забавное совпадение. Однажды начала писать об этом стихотворение, но на первой же строчке запнулась. И дело не в том, что мы несопоставимые величины. Я не знала, о чем писать.

Вообще, мистических, на чей-то взгляд, совпадений было у меня немало. Например, большую часть своей жизни я прожила в доме и даже в комнате, где сто лет назад жил великий Тукай. О чем-то это говорит? Не думаю. Но упоминать эти факты, озадачивая слушателей, приятно.

Пишу стихи и хочу, чтобы их читали. Недавно мне задали вопрос: сколько человек должны знать или быть знакомы с моими стихами, чтобы я считала себя успешным поэтом? Не знаю. Чем больше, тем лучше. К тому же слово «успешный» в сочетании со словом «поэт» звучит как-то пошло. Хотелось бы оставить после себя строки, как, например: «Как, дай вам Бог, любимой быть другим». Это Пушкин. Он не был памятником при жизни. Это был человек из плоти и крови, со своими взлетами и падениями, достоинствами и недостатками. За что-то ему, наверное, как и нам, бывало стыдно. Но подобные строки, полные всепрощающей любви и великодушия, многое искупают...

В конце мая прошел очередной съезд писателей Татарстана. Звучали доклады именитых писателей, критиков, литературоведов. И я прочитала свой доклад о работе русской секции. Упоминала фамилии, вышедшие книги. Не дай Бог кого-то забыть упомянуть. Получалось, что раздавала всем сестрам по серьгам. Но ведь все писатели разные, таланты и книги, соответственно, тоже различны. Но трудно следовать правилу «Сократ мне друг, но истина дороже». Уж не превращаюсь ли я в функционера? Очень бы не хотелось. А во времена Пушкина съездов не было, тем более Союза писателей. Зато была культура. И в том числе культура слова. Не так много тех, кто понимает, слышит и чувствует это слово...

Да, «словом останавливали войны, словом разрушали города». А что сегодня слово? Есть ли у него вес? Есть ли у него тяжесть, которую ощущаешь сердцем, читая талантливые стихи?..

Вчера мы собрались у памятника Державину. На Пушкинский праздник. Нас было немного. Но в наши дни и это немало!

news_right_column_240_400