Направить в одно русло активность, желание изменить что-то в городском хозяйстве первых. И знания, владение положением дел вторых. В итоге родился общественный совет. Корреспондент «КВ» встретилась с его председателем, первым замруководителя исполкома Эмилем Хуснутдиновым.
- Эмиль Наильевич, что такое общественный совет и для чего он создан?
- Идея не новая. Это как бы аналог общественных палат России и Татарстана. Продиктована необходимостью обратной связи с населением. Мы, специалисты, занятые городским хозяйством, бываем как бы зашоренными. Идем к цели привычной дорогой, хотя есть иные пути решения. Идеи, которые предлагают нам жители, общественность, к которым нужно обязательно прислушаться. Поэтому нам захотелось объединить неравнодушных к своему городу людей, чтобы они привнесли свежие идеи и предложения.
- Кто в составе общественного совета?
- Общественный совет нужен для того, чтобы собрать все точки зрения. Пусть даже полярные. В его составе люди разных профессий и слоев общества. Есть правозащитники, предприниматели, представители политических фракций, управляющих компаний: комитета ЖКХ, управления жилищной политики, руководители райадминистраций. Но все они люди яркие и неординарно мыслящие. Приглашая их в совет, мы ориентировались на переписку населения с исполкомом. Выбирали самых активных и неравнодушных. К примеру, Геннадия Сомова. Этот энергетик на заслуженном отдыхе, человек очень подкованный в вопросах городского хозяйства, взял на себя обязанности старшего по дому. Елена Михайлова представляет у нас Госсовет РТ. Она активно вела работу по жителям, которые не вошли в программу ветхого жилья. А я был тогда начальником управления жилищной политики города. Как правозащитница Елена представляла права жильцов. Наше сотрудничество, если так можно назвать жаркие споры и дискуссии, длилось где-то полгода. Большинство людей удалось расселить.
- А на первом собрании общественного совета не получилось, как в басне Крылова, где каждый герой тянет в свою сторону?
- Определенные сложности имелись. Было трудно договориться о графике встреч. У нас в исполкоме рабочий день до позднего вечера. Начинать приходилось с нуля: кто за что будет отвечать, будут ли рабочие группы и так далее. Совет рождается в спорах. Думаю, пока так и будет продолжаться. Ведь у нас ведется открытый живой разговор. Каждый высказывает свою точку зрения. Но политес стараемся выдерживать, бранью друг друга не покрываем.
- Что получат горожане от вашей работы?
- О результатах говорить рано. Пока это поиск решения злободневных проблем:
307-е постановление о счетчиках, тарифы на тепло, бесхозные коммуникации, восстановление старших по дому... Сначала взялись было за 307-е постановление. Писали, обращались в различные инстанции, но поняли, что решение этой проблемы на федеральном уровне. Разработчики уже работают над внесением изменений. Думаю, ждать осталось недолго. Недовольство-то этим постановлением идет по всей России. Хотя, если вдуматься, оно воспитывает жильцов относиться к жилому дому как к частному. Быть собственником не только своей квартиры, но и всего остального. По идее у муниципалитета сейчас нет функции управления жилфондом. Он отдан в руки управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов. Но народ по любому вопросу: течет крыша, нужен ремонт, не работают сварщики - по старинке идет в исполком.
- Над чем сейчас работает общественный совет?
- Над возрождением института старшего по дому. Его необходимость продиктована 307-м постановлением. Повторяю, идея документа - воспитание у населения отношения к жилому дому как к собственному. Сейчас никому нет дела, что в некоторых квартирах людей живет не столько, сколько прописано, а ЖК-услуги потребляют все. Что к электросети дома подключены всевозможные ларьки и автостоянки. Возмущаться начинают только после получения счетов-фактур с астрономическими цифрами.
- Какими, по-вашему, должны быть обязанности и полномочия старшего по дому?
- В хорошем смысле слова это надсмотрщик над системами энергоснабжения и теплоснабжения. Чтобы ничего в доме не текло и все коммуникации функционировали. Почему наши дома ветшают, трубы приходят в негодность, а подъезды в мусоре? От всеобщей бесхозяйственности! Но ведь если кто-то из жителей заметил течь в подвале и сообщил об этом коммунальным службам, крупных аварий можно избежать. Этим человеком и должен стать старший по дому. Он же может отслеживать, сколько фактически проживает жильцов в квартирах, и обязывать их хозяев оплачивать расходы по факту потребления, а не по прописке. И не вешать их на других собственников. Еще старший по дому обеспечивает контакт с управляющей компанией и совместно с ней решает проблемы.
- Кто станет платить старшему по дому? Если жилищники, то это человек зависимый.
- Ложная тревога. Управляющей компании выгодно, если за домом контроль. Не прост другой фактор - продуктивные взаимоотношения между старшими и руководством УК. Но, думаю, время поставит все на свои места.
- А кто будет контролировать работу старшего по дому? Где гарантия, что он добросовестно отработает свой гонорар?
- По идее нужно применять схему, действующую во всем мире: лучше работаешь - больше получаешь. Но, к сожалению, у нас таких взаимоотношений не может быть по причине, скажем так, законодательных актов, которые трудно обойти.
- Какие планы у вашего совета? Следующая тема обсуждения?
- Сегодня на учете в управлении жилищной политики города стоят более 20000 нуждающихся в жилье горожан. Когда я возглавил его, поставил для себя задачу обеспечить всех жильем и закрыть управление на замок. Но миссия оказалась невыполнимой. Чтобы разобраться, почему мечта о своем жилье для многих горожан остается неисполнимой, общественный совет собирает 30 марта в НКЦ круглый стол, на который пригласим всех участников строительного рынка, общественность, горожан, находящихся в отчаянном положении с жильем. Выслушаем все предложения. И если сможем найти золотую середину, когда инвесторы и строители будут обеспечены работой, а все нуждающиеся в жилье смогут его приобрести, то наша цель будет достигнута.