Железные дороги: государство и частник должны быть в одной колее

Строительство развязок в Казани медленно, но входит в график.

news_top_970_100
Автор фото: http://oboi.ws

До Универсиады уже рукой подать, однако задержка в возведении ключевых транспортных узлов может возникнуть по неожиданной причине - не по вине строителей, а из-за непоставки в срок таких, к примеру, стройматериалов, как обычная щебенка, - их доставляют в город железнодорожным транспортом. 
Для исключения подобных сбоев, учитывая международный статус Всемирных игр 2013 года, Казань включена в число приоритетных направлений в Стратегии развития железнодорожной отрасли страны до 2015 года. Об этом, а также о проблемах отрасли и путях их решения шла речь на прошедшей в Москве IX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». В работе форума принял участие наш корреспондент. 
Принимая во внимание государственную важность транспортного сообщения регионов страны, стратегическим партнером ежегодной конференции традиционно выступает ОАО «РЖД», организатор форума - компания «Бизнес-Диалог». В этом году ключевой темой разрабатываемой стратегии развития железнодорожного транспорта стало взаимодействие отрасли и государства. В течение двух дней в дискуссиях приняли участие более шестисот представителей рынка транспортных услуг и смежных отраслей из более чем двадцати стран мира, среди которых  Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Германия, Чехия, Корея и Китай.
- Мы поставляем для строительства объектов Универсиады в Казани продукцию Сангалыкского диоритового карьера, - рассказывает президент ОАО «Национальная нерудная компания» Константин Лашкевич. - Это щебень для строительных работ. И конечно, для нас очень важно обеспечение подвижным составом, перевозящим его из месторождения в Башкортостане в вашу столицу, - чтобы стройки в Казани шли по графику. Что возможно при ритмичной работе железнодорожного транспорта, однако пока доставка остается проблемной. И мы, имея перед Казанью обязательства, не всегда можем их выполнить. Сангалыкский комбинат имеет тупиковое расположение, и вагоны туда нужно подавать специально. В октябре мы простояли почти месяц без вагонов при согласованных заявках! А ведь казанских партнеров не интересуют причины срыва контрактов. Поэтому эффективная работа РЖД так же важна для нас, как важна она и для вас, чтобы подготовить Универсиаду и провести на высоком уровне, - подчеркивает участник форума.
В чем причина невыполнения обязательств по перевозкам? Недавно отрасль грузовых перевозок претерпела радикальные изменения - государственный парк грузовых вагонов почти полностью передан частным компаниям. Доля приватных грузовых вагонов сейчас составляет 93,5%, они находятся в руках 1900 собственников. Подобный реверс мы уже наблюдали на примере когда-то мощного государственного Аэрофлота, распавшегося на множество маленьких авиакомпаний, порой имеющих в парке пару-другую стареньких самолетов. Результат известен по ТВ-сюжетам, рассказывающим о падении очередного лайнера-ветерана.
Как признал в своем выступлении первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, последствия изменения технологий, связанных с формированием новой модели рынка грузовых перевозок, тоже не замедлили сказаться. Результатом передачи госсобственности в частные руки стала неэффективная логистика и рост общей стоимости перевозки. Плюс дезорганизация вагонопотоков, как следствие - жалобы грузоотправителей на отсутствие возможности удовлетворения их потребностей в перевозках. Напомним, именно на это посетовал и наш собеседник из «Национальной нерудной компании» Константин Лашкевич.
Традиционный для России вопрос: что делать?- Ничего плохого в том, чтобы частные инвесторы покупали вагоны, я не вижу, - считает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. - Они принесли деньги в отрасль, значительно обновили подвижной состав. Но при этом государство не позаботилось о создании равных условий для госструктур и частников. Например, ОАО «РЖД» возит по тарифу, а частные операторы - так, как им заблагорассудится. Возникла ситуация: наиболее выгодные перевозки ушли к частникам, потому что у них есть свобода маневра по цене, а вся «социалка» - перевозка угля и другого - легла на РЖД. Ошибка нынешней железнодорожной реформы в том, что заранее не просчитали скрупулезно все последствия для экономики страны в целом. Но хорошо, что руководители железнодорожного ведомства признали недочеты и сели за круглый стол со всеми участниками этого рынка перевозок, чтобы восстановить управляемость грузового парка. Конечно, за дни работы конференции мы не сможем дать готовых решений: нужны расчеты, оценки, для чего потребуется время.
Впрочем, один из вариантов выхода из кризисной ситуации с перевозками на конференции прозвучал. По мнению первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги» Вадима Морозова, в числе срочных мер необходима консолидация крупного пула универсальных грузовых вагонов под единым управлением ОАО «РЖД». Эта мера стабилизирует рынок перевозок на магистралях страны. 
Конференция прошла в формате дискуссионного клуба - так можно назвать конструктивный и заинтересованный обмен мнениями о ходе реформы железнодорожного транспорта России. Участники форума рассмотрели ключевые аспекты транспортировки грузов по территории нашей огромной страны. Предложения, выдвинутые практиками отрасли, лягут в основу изменений Плана реализации целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, рассчитанного до 2015 года.

news_right_column_240_400